Электронный аукцион


Электронный аукцион (аукцион в электронной форме) (далее по тексту – «ЭА») – при проведении ЭА торги проходят на специальном сайте информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а победителем становится участник, предложивший наименьшую цену контракта (ч. 4 ст. 24ч. 1 ст. 59 Закона № 44-ФЗ).

 

Когда проводится: если заказчику не нужно оценивать предложения участников по качеству товаров, а закупить товары (работы, услуги) у единственного поставщика или путем запроса котировок закон не позволяет, а также, если этот способ определения поставщика прямо предписан законом. Заказчик обязан проводить ЭА при закупке товаров (работ, услуг), которые включены в перечень, установленный Правительством РФ (ч. 2 ст. 59 Закона № 44-ФЗ) и содержащийся в Распоряжении Правительства РФ от 31.10.2013 № 2019-р. ЭА также проводится в отношении товаров (работ, услуг), включенных в дополнительный перечень, утверждаемый высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, если закупка осуществляется для обеспечения нужд соответствующего субъекта РФ (ч. 2 ст. 59 Закона № 44-ФЗ). В настоящее время такие перечни не утверждены.

Заказчик вправе по своему желанию проводить ЭА при закупках товаров (работ, услуг), которые не включены в указанные перечни (ч. 3 ст. 59Закона № 44-ФЗ).

ЭА не проводится, если заказчик обязан применять закрытые способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя; далее – поставщик) (ч. 2 ст. 84 Закона № 44-ФЗ).

 

Преимущества ЭА:

– вероятность проверки правильности выбора способа определения поставщика практически отсутствует; 
– незначительное количество ограничений на проведение ЭА; 
– заключение контракта по более низкой цене (по сравнению с начальной) благодаря малой вероятности сговора участников вследствие конфиденциальности информации об участниках; 
– отсутствие претензии к заказчику относительно функций, выполняемых оператором электронной площадки; 
– привлечение к организации и проведению закупки специализированной организации (ч. 1 ст. 40 Закона № 44-ФЗ);

 

Недостатки ЭА:

– возможность нарушения процедуры проведения ЭА из-за технических сбоев на электронной площадке; 
– длительность процедуры определения поставщика по сравнению с запросом котировок, запросом предложений, закупкой у единственного поставщика; 
– возникновение претензий в связи с ошибками в ходе процедуры из-за ее сложности; 
– отсутствие гарантий заключения контракта с участником, предлагающим товары (работы, услуги) нужного (оптимального) качества; 
– невозможность выделения нескольких лотов в отличие от конкурса и закрытого аукциона (ч. 6 ст. 24 Закона № 44-ФЗ).

 

Процедура ЭА:

В случае отсутствия у заказчика аукционной (единой) комиссии необходимо создать ее не позднее, чем за один календарный день до размещения извещения о проведении ЭА (ч. 1 ст. 39 Закона № 44-ФЗ). Комиссия должна быть сформирована до начала проведения закупки, т.е. не позднее, чем за 1 (Один) календарный день до размещения извещения о проведении ЭА (ч. 2 ст. 39 Закона № 44-ФЗ).

Для фиксации принятых решений по организации ЭА, сроков мероприятий и официального назначения ответственных лиц заказчик издает приказ о проведении ЭА. В то же время отсутствие приказа не является нарушением законодательства о контрактной системе и никаких последствий не влечет.

Заказчику необходимо разработать документации об аукционе, а также разместить ее в ЕИС (на официальном сайте) при проведении ЭА (ч. 1 ст.59 Закона № 44-ФЗ). Перечень информации, которая в обязательном порядке должна быть отражена установлен в ст. 64 Закона № 44-ФЗ.

Информация, которую необходимо размещать в ЕИС, размещается на официальном сайте www.zakupki.gov.ru (ч. 5 ст. 112 Закона № 44-ФЗ), поскольку ЕИС введена пока только в опытную эксплуатацию. Порядок действий при регистрации на официальном сайте утвержден Приказом Минэкономразвития России № 508Казначейства России № 14н от 10.08.2012.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона № 44-ФЗ обмен документами в ЕИС (на официальном сайте) осуществляется с использованием усиленной электронной подписи. Оформить электронную подпись необходимо на каждое лицо, имеющее право действовать от имени заказчика (ч. 2 ст. 60Закона № 44-ФЗ).

Ключи усиленной электронной подписи, а также сертификаты ключей проверки электронных подписей заказчик получает в одном из удостоверяющих центров, прошедших аккредитацию на соответствие требованиям Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (ч. 2 ст. 5ч. 4 ст. 60 Закона № 44-ФЗ). Оформление электронной подписи происходит до начала закупки, т.е. до размещения извещения в ЕИС (на официальном сайте).

Заказчик обязан разместить в ЕИС (на официальном сайте) извещение о проведении ЭА, сообщая тем самым информацию о закупке неограниченному кругу лиц (абз. 1 ст. 42ч. 1 ст. 59 Закона № 44-ФЗ) не менее чем за 7 (Семь) дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в ЭА, при начальной (максимальной) цене контракта более 3 млн. руб. – не менее чем за 15 (Пятнадцать) дней (ч. 23 ст. 63 Закона № 44-ФЗ).

Не позднее рабочего дня, следующего за датой окончания подачи заявок на участие в ЭА, оператор электронной площадки обязан направить заказчику первые части заявок. Аукционная комиссия обязана проверить поступившие заявки, чтобы установить лиц, допущенных к участию в ЭА (ч. 13 ст. 66ч. 13 ст. 67 Закона № 44-ФЗ).

Первые части заявок на участие в ЭА должны быть рассмотрены в течение 7 (Семи) календарных дней с даты окончания срока подачи заявок (п. 4 ч. 1 ст. 64ч. 2 ст. 67 Закона № 44-ФЗ). Разместить в ЕИС (на официальном сайте) протокол рассмотрения заявок необходимо не позднее даты окончания срока их рассмотрения (ч. 7 ст. 67 Закона № 44-ФЗ).

Вторые части заявок (вместе с документами, содержащимися в реестре участников аукциона) должны поступить заказчику от оператора в течение 1 (Одного) часа после размещения на электронной площадке протокола проведения ЭА (ч. 19 ст. 68 Закона № 44-ФЗ). Аукционная комиссия проверяет их на соответствие требованиям документации об аукционе, и, таким образом, определяется победитель и иные участники, с которыми контракт может быть заключен в случае уклонения победителя от его заключения (ч. 1310 ст. 69 Закона № 44-ФЗ).

Рассмотрение вторых частей заявок на участие в ЭА заказчику необходимо произвести в течение 3 (Трех) рабочих дней с даты размещения на электронной площадке протокола проведения ЭА (ч. 5 ст. 69 Закона № 44-ФЗ).

Заказчик обязан разместить в ЕИС (на официальном сайте) проект контракта (ч. 2 ст. 70 Закона № 44-ФЗ) в течение 5 (Пяти) календарных дней с даты подписания протокола подведения итогов ЭА (ч. 2 ст. 70 Закона № 44-ФЗ).

Контракт с победителем ЭА заключается только после представления документа, подтверждающего обеспечение исполнения контракта (ч. 4 ст.96 Закона № 44-ФЗ). Участник закупки, не выполнивший требования по обеспечению контракта в полном размере, признается уклонившимся от заключения контракта (ч. 5 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

После размещения в ЕИС (на официальном сайте) подписанного победителем ЭА проекта контракта заказчик обязан подписать его, если победитель, разумеется, предоставил надлежащее обеспечение исполнения контракта (ч. 4 ст. 96 Закона № 44-ФЗ). Подписание контракта осуществляется с использованием электронной подписи в ЕИС (на официальном сайте). Контракт считается заключенным с момента размещения в ЕИС (на официальном сайте) контракта, подписанного заказчиком. Внесение изменений в проект контракта на этой стадии закон не предусматривает (ч. 78 ст. 70 Закона № 44-ФЗ).