Открытый конкурс


Открытый конкурс (далее по тексту «ОК») – это конкурентный способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя). При проведении ОК информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о его проведении и конкурсной документации, а к участникам закупки предъявляются единые требования. При проведении ОК применяются все критерии оценки заявок участников, предусмотренные ч. 1 ст. 32 Закона № 44-ФЗ.

 

Когда проводится: если наибольшее значение имеет не стоимость закупаемых товаров (работ, услуг), а качественные характеристики и квалификация участников закупки.

ОК не проводится, когда необходимо провести закупку товаров (работ, услуг), либо поставку (выполнение, оказание), которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера могут осуществить только лица с определенным уровнем квалификации. Также не проводится ОК, когда закупаются товары (работы, услуги), включенные в утвержденный Правительством РФ (высшим органом исполнительной власти субъекта РФ при осуществлении закупок для нужд соответствующего субъекта РФ) перечень. Кроме того, ОК не проводят, когда заказчик должен применять закрытые способы определения поставщика (ч. 1 ст. 84 Закона № 44-ФЗ).

 

Преимущества ОК:

– функции, указанные в Законе № 44-ФЗ, по организации и проведению закупок может быть передана специализированной организации; 
– отсутствуют риски возникновения технических сбоев на электронной площадке; 
– при выборе победителя помимо цены учитывается квалификация участника закупки, а также характеристики товара (работ, услуг); 
– в описании объекта закупки можно указывать товарные знаки того товара, который предполагается использовать при выполнении работ, оказании услуг (п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ).

Недостатки ОК:

– высокая вероятность проверки на предмет правильности выбора способа определения поставщика (ч. 2 ст. 48 Закона № 44-ФЗ); 
– длительность закупки по сравнению с запросом котировок, запросом предложений, закупкой у единственного поставщика; 
– высокий риск возникновения претензий к заказчику и конкурсной комиссии в связи с ошибками в ходе проведения ОК; 
– высокая степень ответственности заказчика, связанная с приемом и регистрацией заявок, обеспечением их сохранности, конфиденциальности, организация возврата обеспечения исполнения заявок и т.д.

 

Процедура ОК:

Для определения поставщика при проведении ОК заказчику необходимо создать конкурсную (единую) комиссию (ч. 1 ст. 39 Закона № 44-ФЗ). Такая комиссия создается в случае ее отсутствия у заказчика. Для ее создания необходимо издать приказ и разработать и утвердить положение о конкурсной (единой) комиссии.

Сформировать комиссию нужно до начала проведения закупки (ч. 2 ст. 39 Закона № 44-ФЗ), т.е. не позднее чем за 20 (Двадцать) календарных дней до предполагаемой даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.

Заказчику необходимо подготовить конкурсную документацию, разработать и утвердить документы, определяющие порядок и условия участия в ОК.

Частями 12 ст. 50 Закона № 44-ФЗ определен перечень информации, которая должна быть отражена в конкурсной документации в обязательном порядке. Структура документации нормами Закона не регламентирована. В то же время примерная структура конкурсной документации может быть утверждена уполномоченными органами исполнительной власти на региональном и (или) отраслевом уровнях.

Заказчиком конкурсная документация должна быть разработана и утверждена не позднее, чем за 20 (Двадцать) календарных дней до установленной в ней даты окончания приема заявок на участие в конкурсе (ч. 1 ст. 49ч. 3 ст. 50 Закона № 44-ФЗ).

В настоящее время единая информационная система, создание которой предусмотрено ч. 1 ст. 4 Закона № 44-ФЗ, введена в толь опытную эксплуатацию. В связи с этим информация, которую необходимо размещать в ЕИС, может размещаться на сайте www.zakupki.gov.ru.

Порядок действий при регистрации на официальном сайте утвержден Приказом Минэкономразвития России № 508Казначейства России № 14н от 10.08.2012.

Согласно ч. 1 ст. 5 Закона № 44-ФЗ обмен документами в ЕИС (на официальном сайте) осуществляется с использованием усиленной электронной подписи.

Порядком действий при регистрации на официальном сайте предусмотрено, что сертификат ключа проверки электронной подписи выдается территориальными органами Федерального казначейства. Порядок выдачи таких сертификатов определен Регламентом организации работы с сертификатами ключей проверки электронных подписей (Приказ Казначейства России от 23.12.2011 № 621).

Заказчик должен разместить в ЕИС (на официальном сайте) извещение о проведении ОК в соответствии со ст. 49 Закона № 44-ФЗ.

Кроме того, для привлечения наибольшего количества участников заказчик вправе по своему усмотрению опубликовать информацию о конкурсе в СМИ и (или) разместить ее в Интернете. Такое опубликование и размещение должны осуществляться наряду с размещением информации о конкурсе в ЕИС (на официальном сайте), а не вместо него (ч. 2 ст. 49 Закона № 44-ФЗ).

Заказчик размещает извещение в ЕИС (на официальном сайте) не позднее, чем за 20 (Двадцать) календарных дней до установленной в конкурсной документации даты окончания приема заявок на участие в конкурсе (ч. 1 ст. 49 Закона № 44-ФЗ).

После размещения информации об ОК в ЕИС (на официальном сайте) заказчик обязан принимать все заявки, которые подаются с соблюдением правил, установленных конкурсной документацией (ч. 16 ст. 51 Закона № 44-ФЗ).

Заявки должны поступать в запечатанных конвертах либо в форме электронных документов (если такая форма предусмотрена конкурсной документацией) по правилам, изложенным в конкурсной документации (ч. 2 ст. 51 Закона № 44-ФЗ).

При получении заявки заказчик регистрирует ее в журнале регистрации (ч. 6 ст. 51 Закона № 44-ФЗ); выдает расписку в ее получении (по требованию участника); обеспечивает сохранность, защищенность, неприкосновенность и конфиденциальность заявки (ч. 11 ст. 51 Закона № 44-ФЗ).

Прием заявок на участие в ОК осуществляется с даты размещения в ЕИС (на официальном сайте) извещения о проведении ОК и прекращается с наступлением срока вскрытия конвертов с заявками (ч. 10 ст. 51 Закона № 44-ФЗ).

Вскрытие конвертов осуществляется на заседании конкурсной комиссии (ст. 52 Закона № 44-ФЗ) в день и время, которые указаны в конкурсной документации (ч. 1 ст. 52 Закона № 44-ФЗ).

Заказчик обязан предоставить возможность всем участникам ОК, которые подали заявки на участие в нем (или их представителям), присутствовать при вскрытии конвертов с заявками (ч. 2 ст. 52 Закона № 44-ФЗ), а также обязан обеспечить ведение аудиозаписи вскрытия конвертов с заявками на участие в ОК (ч. 8 ст. 52 Закона № 44-ФЗ).

В ходе заседания по вскрытию конвертов с заявками на участие в ОК конкурсная комиссия должна вести протокол. Требования к его содержанию и порядку оформления установлены ч. 67 ст. 52 Закона № 44-ФЗ. Конкурсная комиссия оценивает заявки на участие в ОК в срок не более 20 (Двадцать) календарных дней с даты вскрытия конвертов с заявками на участие в ОК (ч. 1 ст. 53 Закона № 44-ФЗ).

Заказчик вправе продлить этот срок не более чем на 10 (Десять) рабочих дней при осуществлении закупки в сфере науки, культуры или искусства. Заказчик направляет соответствующее уведомление всем участникам конкурса, подавшим заявки, и размещает его в ЕИС (на официальном сайте) в течение одного рабочего дня с даты принятия решения о продлении срока.

По итогам рассмотрения заявок ОК может быть признан несостоявшимся, если подана всего одна заявка либо не подано ни одной заявки.

Конкурсная комиссия рассматривает заявки на участие в ОК на соответствие требованиям Закона № 44-ФЗ, извещения о проведении ОК, конкурсной документации (ч. 2 ст. 53 Закона № 44-ФЗ).

После подведения итогов ОК заказчик должен вернуть участникам денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки. Заказчик возвращает их всем участникам закупки, за исключением победителя, - после подписания протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в ОК (п. 1 ч. 6 ст. 44 Закона № 44-ФЗ), при этом возврат денежных средств должен быть осуществлен в течение не более чем 5 (Пяти) рабочих дней с даты подписания протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в ОК.

Также заказчик возвращает обеспечение единственному участнику ОК, если его заявка отклонена, – после подписания протокола рассмотрения единственной заявки, которым предусмотрено такое отклонение (п. 3 ч. 6 ст. 44 Закона № 44-ФЗ). Возврат осуществляется также в течение не более чем 5 (Пяти) рабочих дней с даты отклонения заявки (подписания протокола рассмотрения единственной заявки).

Далее заказчик обязан направить победителю конкурса или участнику, подавшему единственную заявку на участие в конкурсе, проект контракта вместе с протоколом рассмотрения и оценки заявок или протоколом рассмотрения единственной заявки (ч. 12 ст. 53 Закона № 44-ФЗ) не позднее 3 (Трех) рабочих дней с даты подписания протокола рассмотрения и оценки заявок или протокола рассмотрения единственной заявки (ч. 12 ст. 53 Закона № 44-ФЗ).

Контракт с победителем конкурса может быть заключен только после представления документа, подтверждающего обеспечение исполнения контракта в размере, установленном в конкурсной документации (ч. 4 ст. 96 Закона № 44-ФЗ). Обеспечение может предоставляться как путем внесения денежных средств, так и банковской гарантией. Участник закупки, не выполнивший требования по обеспечению контракта в полном размере, признается уклонившимся от заключения контракта, данное обстоятельство находит свое отражение в протоколе, который размещается в ЕИС (на официальном сайте) и доводится до сведения всех участников закупки не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола (ч. 6 ст. 37 Закона № 44-ФЗ).

После получения проекта контракта, подписанного победителем ОК, заказчик обязан подписать его в течение 10 (Десяти) календарных дней со дня поступления проекта контракта от участника, если победитель предоставил надлежащее обеспечение исполнения контракта (ч. 7 ст. 54Закона № 44-ФЗ)

Если заказчик не подписал проект контракта в установленный срок и (или) не направил (не передал) один его экземпляр лицу, с которым он заключен, или его представителю, такой заказчик признается уклонившимся от заключения контракта. Участник конкурса, с которым заключается контракт, вправе обратиться в суд с иском о понуждении заказчика заключить контракт и о взыскании причиненных убытков (ч. 7 ст. 54 Закона № 44-ФЗ).