Новые санкции за нарушение трудового законодательства


С 01.01.2015 ужесточается ответственность за нарушения требований трудового законодательства, а срок давности привлечения к ответственности увеличивается в шесть раз.

Срок привлечения к ответственности увеличится

Согласно Федеральным закон от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 421-ФЗ) с 01.01.2015 вступят в силу изменения в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ. Если сегодня срок, после истечения которого исключается возможность назначения административного наказания, составляет два месяца, то с нового года – один год. Увеличение срока давности привлечения к ответственности за нарушения требований трудового законодательства значительно расширит возможности контролеров, что вызовет рост штрафных санкций. Также увеличится количество судебных исков по трудовым спорам и работодателю будет труднее уйти от ответственности по причине истечения срока давности, как было в судебных случаях, рассмотренных ниже.

Решение ВС Республики Карелия от 18.04.2014 по делу № 21-165/2014

В ходе проверки организации трудовая инспекция установила нарушения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. Вопреки требованиям ст. 8, 9, 22 ТК РФ в должностные инструкции были включены противоречащие нормам ст. 8 ТК РФ, Постановления Минтруда РФ от 12.05.1992 № 15а (ЕТКС) работы, выполняемые по другой профессии и не определенные трудовым договором. В нарушение требований ст. 60 ТК РФ лицам поручалась работа, не обусловленная их трудовым договором, должностными обязанностями. Работодатель через суд отменил постановление инспектора. Инспектор труда обратился в Верховный суд республики, но проиграл дело, поскольку в момент обращения истек срок давности привлечения работодателя к административной ответственности. А исходя из положений ст. 4.5 и п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ по истечении установленного срока давности вопрос об административной ответственности, в том числе о наличии либо отсутствии состава административного правонарушения в действиях лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может, так как это ухудшит положение лица, привлекаемого к ответственности.

Решение Пермского краевого суда от 13.08.2014 по делу № 7-940/2014-21-571-2014

Постановлением инспектора труда руководитель муниципального учреждения культуры был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, и оштрафован на 2 тыс. руб. Решением районного суда, вынесенным по результатам рассмотрения жалобы руководителя, данное постановление было оставлено без изменения. Но краевой суд, куда впоследствии обратился руководитель, установил, что постановление о привлечении должностного лица к административной ответственности было вынесено за пределами установленного двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности, что является существенным нарушением требований КоАП РФ. Постановление было признано незаконным, необоснованным и отменено. Поскольку при рассмотрении жалобы в районном суде нарушение не устранили, решение районного суда также было отменено.

Штрафы вырастут, количество причин увеличится

Размер штрафных санкций за ряд нарушений трудового законодательства значительно увеличивается. Согласно изменениям, внесенным в ст. 5.27 КоАП РФ, нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, с января 2015 года влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 тыс. до 5 тыс. руб., на юридических лиц – от 30 тыс. до 50 тыс. руб. Если сравнить их с ныне действующими аналогичными санкциями, может показаться, что они смягчились, поскольку из наказаний юридических лиц будет исключено административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Однако санкции не смягчились, а стали более дифференцированными.

Если действующая ст. 5.27 КоАП РФ состоит из двух пунктов, предусматривающих также санкции за повторные нарушения законодательства о труде и об охране труда, то ее новая редакция включает уже пять пунктов. Изменилось и название статьи – с 2015 года не «Нарушение законодательства о труде и об охране труда», а «Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».

К сведению: согласно ст. 5 ТК РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществляется: трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из ТК РФ, иных федеральных законов и законов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права; иными актами, содержащими нормы трудового права (указами Президента РФ; постановлениями Правительства РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти; нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов РФ; нормативными правовыми актами органов местного самоуправления).

Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными актами, содержащими нормы трудового права.

В КоАП РФ появилась также ст. 5.27.1 КоАП РФ, регламентирующая административную ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ.

Государство устанавливает правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Согласно ст. 211 ТК РФ государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности.

Рассмотрим более подробно грядущие санкции за нарушение трудового законодательства.

Если с работником не заключен трудовой договор, но он приступил к работе, то лицо, допустившее данное нарушение, может быть оштрафовано на сумму от 10 тыс. до 20 тыс. руб. Допущение к работе может дать только лицо, уполномоченное на это работодателем (п. 2 ст. 5.27 КоАП РФ).

Однако если работодатель будет уклоняться от оформления трудового договора, или ненадлежащее оформит данный документ, или заключит гражданско-правовой договор, фактически регулирующий трудовые отношения между ним и работником, то должностному лицу, ответственному за данное нарушение, будет выписан штраф от 10 тыс. до 20 тыс. руб., юридическому лицу – от 50 тыс. до 100 тыс. руб. (п. 3 ст. 5.27 КоАП РФ).

Повторное нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, карается штрафом от 10 тыс. до 20 тыс. руб., накладываемым на должностных лиц, или их дисквалификацией на срок от года до трех лет. Юридические лица за аналогичное нарушение могут быть оштрафованы на сумму от 50 тыс. до 70 тыс. руб. (п. 4 ст. 5.27 КоАП РФ).

Следует обратить внимание, что вышеуказанные санкции не касаются нарушений, связанных с фактическим допущением к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, если работодатель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми, а также связанных с уклонением от оформления или ненадлежащим оформлением трудового договора либо подменой трудового договора гражданско-правовым. При выявлении повторных нарушений в данных случаях влечет дисквалификацию должностных лиц на срок от года до трех лет, а также наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 100 тыс. до 200 тыс. руб. (п. 5 ст. 5.27 КоАП РФ).

Согласно п. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 тыс. до 5 тыс. руб., на юридических лиц – от 50 тыс. до 80 тыс. руб.

Исключения составляют нарушения, касающиеся проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах (СОУТ), допуска сотрудника к работе без прохождения обязательных процедур и обеспечения работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ) – по ним предусмотрены специальные санкции.

За нарушение порядка проведения СОУТ, непроведение спецоценки должностное лицо, в зависимости от степени тяжести предполагаемых или наступивших последствий, может получить предупреждение или быть оштрафовано на сумму от 5 тыс. до 10 тыс. руб.; организация-работодатель – от 60 тыс. до 80 тыс. руб. (п. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

К сведению: Порядок проведения СОУТ установлен гл. 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Если работник будет допущен к исполнению трудовых обязанностей без прохождения соответствующего обучения и проверки знаний требований охраны труда, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медосмотров, обязательных медосмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний, то должностное лицо, совершившее допуск, может быть оштрафовано на сумму от 15 тыс. до 25 тыс. руб., а вот работодателю придется расстаться с суммой от 110 тыс. до 130 тыс. руб. (п. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Согласно ч. 3 ст. 221 ТК РФ работодатель обязан обеспечить своевременную выдачу СИЗ сотрудникам по установленным нормам. Если работникиСИЗ не получили, то на должностное лицо будет наложен штраф в размере от 20 тыс. до 30 тыс. руб., на работодателя – от 130 тыс. до 150 тыс. руб., как предписано п. 4 ст. 5.27 КоАП РФ.

За повторное нарушение законодательства о труде и об охране труда в 2014 году ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусматривает дисквалификацию должностных лиц на срок от года до трех лет. Санкции за аналогичные действия с 2015 года прописаны в п. 5 ст. 5.27 КоАП РФ, они будут касаться и должностных лиц, и юридических. Так, за повторное нарушение требований охраны труда, порядка проведения СОУТ или ее непроведение, допуск сотрудника к работе без прохождения обучения и проверки знаний по охране труда, обязательных медосмотров и психиатрических освидетельствований, а также за повторное необеспечение работников СИЗ должностные лица могут быть оштрафованы на сумму от 30 тыс. до 40 тыс. руб. или получить дисквалификацию на срок от года до трех лет; на организацию-работодателя может быть выписан штраф – от 100 тыс. до 200 тыс. руб. или ее деятельность может быть административно остановлена на срок до 90 суток.

Уголовная ответственность за нарушение требований охраны труда

Уголовная ответственность за нарушение требований охраны труда тоже в последние годы ужесточилась.

Причинение вреда здоровью или гибель человека

Напомним, что ст. 5 Закона 421-ФЗ внесла изменения в УК РФ, ужесточив наказания за нарушение требований охраны труда, – с 01.01.2014 действует новая редакция ст. 143 УК РФ.

Если в результате нарушения требований охраны труда по неосторожности был причинен тяжкий вред здоровью человека, лицо, на которое возложены обязанности по соблюдению данных требований, может быть оштрафовано на сумму до 400 тыс. или в размере заработной платы или иного дохода этого лица за период до 18 месяцев. Альтернативной мерой наказания вышеуказанному лицу являются обязательные работы на срок от 180 до 240 часов, либо исправительные работы на срок до двух лет, либо принудительные работы на срок до года, либо лишение свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до года или без такового.

В случае, когда нарушение требований охраны труда повлекло смерть человека, виновный наказывается принудительными работами на срок до четырех лет либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Если в результате нарушений требований охраны труда жертв больше, то виновный может быть привлечен к принудительным работам на срок до пяти лет либо его могут лишить свободы на тот же срок с запретом занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Нарушение прав беременных и молодых матерей

С 2012 года ужесточилась уголовная ответственность за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет (Федеральный закон от 07.12.2011 № 420-ФЗ «О внесении изменений в УК РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Лицо, виновное в данном правонарушении, наказывается штрафом в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода за период до 18 месяцев либо обязательными работами на срок до 360 часов.

Махинации с зарплатой

С января 2012 года действуют изменения, внесенные Федеральным законом от 23.12.2010 № 382-ФЗ в ст. 145.1 УК РФ, касающиеся невыплат заработка.

Так, за частичную невыплату (то есть удержание более половины подлежащей выплате сумме) свыше трех месяцев заработной платы, совершенную из корыстной или иной личной заинтересованности, руководитель организации (в том числе руководитель обособленного подразделения) или работодатель может быть оштрафован на сумму до 120 тыс. руб. или в размере зарплаты за период до одного года. В качестве меры наказания также предусмотрены лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до года, год лишения свободы.

Задержка зарплаты на срок свыше двух месяцев или выплата зарплаты свыше двух месяцев в размере ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем или работодателем, наказывается штрафом в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы виновного лица за период до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Если частичная невыплата зарплаты или ее задержка повлекли тяжкие последствия, то виновное лицо может быть оштрафовано на сумму от 200 тыс. до 500 тыс. руб. или на сумму в размере заработной платы за период от года до трех лет либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.