Изменения в оплате труда бюджетникам в 2015 году


Утвержден порядок установления систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2015 год. Рекомендации по оплате – 2015 во многом схожи с ранее действовавшими Рекомендациями по оплате – 2014. Но есть и нововведения, которые мы рассмотрим.

К основным принципам системы оплаты труда относятся обеспечение равной платы за труд равной ценности (в том числе при установлении размеров тарифных ставок, окладов, ставок заработной платы, выплат компенсационного и стимулирующего характера), а также недопущение какой бы то ни было дискриминации. Теперь различия, исключения и предпочтения при формировании системы оплаты могут быть связаны не только с деловыми качествами работников и результатами их труда, но и с результатами деятельности учреждений (п. «б» ст. 4).

Изменения в перечне регламентирующих документов

Перечень документов, регулирующих установление и изменение системы оплаты труда, пополнился. Теперь он выглядит следующим образом:

а) указы Президента РФ:

– Указ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (далее – Указ Президента РФ № 597);
– Указ от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» (далее – Указ Президента РФ № 761);
– Указ от 28.12.2012 № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Указ Президента РФ № 1688) – в части оплаты труда работников бюджетной сферы;

б) Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 – 2018 годы, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р;

в) отраслевые и региональные планы мероприятий («дорожных карт»), изменений в отраслях социальной сферы, направленных на повышение эффективности здравоохранения, социального обслуживания населения, культуры, образования и науки;

г) Правила использования в 2015 – 2017 годах бюджетных ассигнований, предусмотренных Минздраву РФ, Минтруду РФ, Минобрнауки РФ и Минкультуры РФ в целях реализации Указов Президента РФ № 597, № 761, № 1688, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.12.2014 № 1331 (ч. «а» п. 7).

Изменения в системе оплаты труда

Теперь совершенствование порядка установления окладов (должностных окладов), ставок заработной платы путем перераспределения средств в структуре заработной платы на увеличение доли условно-постоянной части заработка работников должно осуществляться с учетомрекомендаций федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих управление в соответствующих видах деятельности, а также с учетом задач кадрового обеспечения учреждений (ч. «д» п. 7). А вот цель повышения мотивации работников и эффективности их деятельности по заданным критериям и показателям исключена из совершенствования порядка установления окладов.

Также исключено требование об учете мнения соответствующих профсоюзов.

Конкретизировано установление и изменение систем оплаты труда с учетом систем нормирования труда. В Рекомендациях по оплате – 2014 было сказано, что системы нормирования труда, определяются работодателем, в частности, с учетом мнения представительного органа работников. В 2015 году при определении систем нормирования следует учитывать мнение выборного органа первичной профсоюзной организации (ч. «л» п. 7).

Оплата труда работников федеральных госучреждений

Разграничены указания по оплате труда работников бюджетных, автономных и казенных учреждений. Так, если раньше системы оплаты труда устанавливались и изменялись с учетом примерных положений об оплате труда работников федеральных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами и учреждениями ­– главными распорядителями средств федерального бюджета, то с 2015 года данная процедура будет учитывать примерные положений об оплате труда работников федеральных автономных и бюджетных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемые федеральными государственными органами и учреждениями – главными распорядителями средств федерального бюджета, а также положения об оплате труда работников подведомственных федеральных казенных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемые федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя (ч. «е», «ж» п. 10).

Согласно рекомендациям размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы труда работников устанавливаются с учетом обеспечения их дифференциации по-прежнему в зависимости от сложности выполняемых работ (п. 11). А вот требования к профессиональной подготовке и уровню квалификации из данного перечня исключены.

Расширен список рекомендаций, которые следует учитывать при разработке показателей и критериев эффективности работы (п. 16). Это:

1) Методические рекомендации по разработке органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников, утвержденные:

– Приказом Минздрава РФ от 28.06.2013 № 421;
– Приказом Минтруда РФ от 01.07.2013 № 287;
– Приказом Минкультуры РФ от 28.06.2013 № 920;

2) рекомендации, предусмотренные в письмах:

– Минобрнауки РФ от 20.06.2013 № АП-1073/02;
– Минкультуры РФ от 05.08.2014 № 166-01-39/04-НМ;

3) значения целевых показателей развития соответствующих отраслей на 2015 год, установленных в планах мероприятий по реализации «дорожных карт».

Особенности оплаты труда руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров

По-прежнему должностные оклады заместителей руководителей учреждений и главных бухгалтеров рекомендуется устанавливать на 10 – 30% ниже должностных окладов руководителей этих учреждений. Условия оплаты труда указанных работников определяются трудовыми договорами в соответствии с коллективными договорами, локальными актами учреждений.

А вот предельное соотношение заработной платы заместителей руководителей учреждений и главных бухгалтеров рекомендуется устанавливать путем определения соотношения средней заработной платы заместителей руководителей и средней заработной платы работников (без учета зарплаты руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера), формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год (п. 26).

Оплаты труда работников госучреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений

Новшества коснулись рекомендаций органам власти: по должностям служащих, не включенным в профессиональные квалификационные группы, размеры окладов устанавливаются в зависимости от сложности труда (ч. «б» п. 31).

Рекомендации по оплате – 2015 указывают на недопустимость снижения достигнутого уровня оплаты труда (включая размеры тарифных ставок, окладов, ставок заработной платы) работников учреждений, реорганизуемых путем слияния или присоединения их к учреждениям, работники которых имеют более низкий уровень оплаты труда (при условии сохранения условий труда, объема трудовых (должностных) обязанностей и выполнения работ той же квалификации) (ч. «в» п. 31).

Рекомендации по оплате – 2015 дополнены разъяснениями по формированию системы оплаты труда работников учреждений Республики Крым и г. Севастополя. Данные системы следует устанавливать по отраслевому принципу.

Органам государственной власти нужно утвердить перечни видов выплат компенсационного, а также стимулирующего характера, аналогичные утвержденным на федеральном уровне. Выплаты стимулирующего и компенсационного характера, вводимые в отраслевых системах оплаты труда, должны соответствовать перечням видов выплат компенсационного и стимулирующего характера.

Органам государственной власти, а также органам местного самоуправления необходимо организовать работу по представлению лицами, поступающими на должность руководителя учреждения, и руководителями учреждений сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера как своих, так и супруга (супруги), несовершеннолетних детей (п. 37).

Оплата труда работников образования

Теперь органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления и руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений рекомендуется осуществлять совершенствование системы оплаты труда педагогических и иных работников путемперераспределения средств, предназначенных на оплату труда. При этом нужно стремиться к достижению доли условно-постоянной части заработной платы работников в виде окладов, ставок заработной платы в структуре их заработной платы (без учета районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) не ниже 60%. Изменены также цели совершенствования системы оплаты труда данной категории лиц: развитие кадрового потенциала, повышение престижности и привлекательности педагогической профессии, выполнение в 2015 году целевых значений показателя средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений (п. 38).

Следует обратить внимание, что из факторов, влияющих на совершенствование оплаты труда в 2015 году, исключены положения об окладах по должностям научно-педагогических работников учреждений высшего образования, определяемых с включением в них размеров надбавок за ученые степени, а также о размерах должностных окладов педагогических работников, устанавливаемых с включением ежемесячной денежной компенсации на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями.

Оплата труда работников здравоохранения

Органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, руководителям государственных и муниципальных учреждений здравоохранения при формировании систем оплаты труда работников необходимо учитывать новые положения, не отраженные в ранее действовавших рекомендациях.

Рекомендуется сбалансировать структуру заработной платы работников таким образом, чтобы 55 – 60% заработной платы направлялось на выплаты по окладам, 30% составляли стимулирующие выплаты за достижение конкретных результатов деятельности по показателям и критериям эффективности, за квалификационную категорию, 10 – 15% – выплаты компенсационного характера в зависимости от условий труда медработников. Следует учесть, что выплаты компенсационного характера за работу в местностях с особыми климатическими условиями в структуру заработной платы не входят.

Рекомендуется пересмотреть механизм установления должностных окладов в зависимости от сложности труда работников, оптимизировать структуру и размеры выплат стимулирующего характера исходя из необходимости их ориентации на повышение квалификации и достижение конкретных результатов деятельности работников. Цель данных изменений – сохранение кадрового потенциала, повышение престижности и привлекательности работы в медучреждениях.

При установлении выплат стимулирующего характера за достижение конкретных результатов деятельности работников следует предусматривать показатели и критерии эффективности деятельности работников с отражением в нормативных правовых актах субъектов РФ, локальных нормативных актах и трудовых договорах с работниками учреждений. При установлении выплат стимулирующего характера за квалификационную категорию необходимо предусматривать увеличение доли выплат на эти цели в общем объеме стимулирующих выплат.

Чтобы не допустить необоснованную дифференциацию в заработной плате, рекомендуется определять предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителей и работников в кратности от 1 до 6 с учетом сложности и объема выполняемой работы (уровень оказания медицинской помощи, коечный фонд учреждения, численность прикрепленного к учреждению населения, количество сотрудников и др.) (ч. «в», «г», «д», «е» п. 39).