Запрос предложений


Запрос предложений (далее по тексту «ЗП») – конкурентный способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении ЗП и документации о проведении ЗП.

Победителем признается участник закупки, направивший окончательное предложение, которое наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товару, работе или услуге.

Основными отличиями ЗП от запроса котировок является необходимость разработки документации о проведении ЗП и критерий определения победителя – наилучшее удовлетворение потребностей заказчика в товаре, работе или услуге вместо наиболее низкой цены контракта. Кроме того, при осуществлении ЗП заказчик не вправе изменять содержание извещения о его проведении (ч. 5 ст. 83 Закона № 44-ФЗ), в то время как для запроса котировок такая возможность имеется (ч. 6 ст. 74 Закона № 44-ФЗ).

Когда проводится: случаи проведения четко регламентированы ч.2 ст. 83 Закона № 44-ФЗ, а именно:

– при закупке спортивной экипировки, оборудования, инвентаря для подготовки к соревнованиям, а также для участия в Олимпийских и Паралимпийских играх сборных команд РФ; 
– при заключении федеральными органами государственной власти контрактов с иностранными фирмами относительно лечения российских граждан за пределами РФ. 
– при осуществлении различных закупок дипломатическими, консульскими учреждениями, представительствами РФ и иными государственными структурами, расположенными за пределами страны, если предельная цена по контракту не превышает 15 млн. руб.; 
– при закупке товаров (работ, услуг), в отношении которых ранее заключенный контракт был расторгнут на основании ч.9 ст. 95 Закона № 44-ФЗ
– при закупке лекарственных препаратов, необходимость в которых признана врачебной комиссией и зафиксирована в соответствующих медицинских документах, в случаях жизненных показаний пациента или индивидуальной непереносимости аналогов; 
– при признании несостоявшимся электронного аукциона или повторного конкурса, проводимых в соответствии с законом; 
– при закупке народных художественных изделий по образцам, зарегистрированным в уставленном законодательством порядке. 
– при закупке услуг по защите интересов РФ в случае подачи физическими лицами и (или) юридическими лицами в судебные органы иностранных государств, международные суды и арбитражи исков к РФ при необходимости привлечения российских и (или) иностранных специалистов, экспертов и адвокатов к оказанию услуг.

Преимущества ЗП:

– простота и удобство проведения ЗП по сравнению с другими конкурентными способами закупок; 
– возможность выбора заказчиком наиболее выгодных условий сотрудничества за счет направления участниками окончательных предложений после оглашения условий, содержащихся в заявке, признанной лучшей.

Недостатки ЗП:

– жесткий перечень случаев проведения ЗП; 
– запрет на внесение изменений в извещение о проведении ЗП и сопутствующую документацию; 
– отсутствие четкой позиции о внесении обеспечения заявок; 
– сложность определения критериев оценки заявок.

Процедура ЗП:

Заказчик размещает извещение о проведении ЗП в ЕИС не позднее, чем за 5 (Пять) дней до даты его проведения.

Наряду с размещением извещения о проведении ЗП заказчик вправе направить приглашения принять участие в ЗП тем лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок. В этом случае на заказчика возлагается обязанность направить приглашения принять участие в ЗП лицам, с которыми в течение 18 месяцев, предшествующих проведению ЗП, заказчиком заключались контракты в отношении тех же объектов закупок, при условии, что указанные контракты не были расторгнуты в связи с нарушением поставщиками (подрядчиками, исполнителями) условий указанных контрактов в соответствии с положениями комментируемого Закона.

Помимо извещения заказчику необходимо разработать и разместить в ЕИС документацию о проведении ЗП. Указанная документация подлежит размещению в ЕИС одновременно с размещением извещения о проведении ЗП, т.е. не позднее, чем за 5 (Пять) дней до даты проведения ЗП. Кроме того, к документации о проведении ЗП должен быть приложен проект контракта, который является неотъемлемой частью документации.

Все условия и требования, относящиеся к поставкам товаров, выполнению работ или оказанию услуг, указываются заказчиком в извещении и в документации о проведении ЗП (ч. 46 ст. 83 Закона № 44-ФЗ). К документации обязательно прилагается проект контракта (ч. 7 ст. 83Закона № 44-ФЗ).

Закон установил запрет для заказчика с момента размещения в ЕИС извещения о проведении ЗП отменять проведение ЗП или вносить изменения в извещение о проведении ЗП, а также документацию о проведении ЗП.

Нужно заметить, что при проведении закупки в форме ЗП заказчик не связан критериями оценки заявок, установленными в Законе № 44-ФЗ (ч. 2 ст. 32 Закона № 44-ФЗ). Заказчик может самостоятельно устанавливать такие критерии. И среди них могут быть и объем гарантийных обязательств, и срок исполнения обязательств, и условия поставки товаров и многие другие.

Для участия в ЗП участники ЗП подают заявки заказчику в письменной форме или в форме электронного документа. Заявки подаются в срок и в порядке, которые установлены в извещении о проведении ЗП и документации о проведении ЗП.

В случае, если до момента вскрытия конвертов с заявками на участие в ЗП и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в ЗП подана только одна заявка или не подано ни одной заявки, ЗП признается несостоявшимся.

Последствия признания ЗП несостоявшимся в связи с тем, что до момента вскрытия конвертов с заявками на участие в ЗП и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в ЗП не подано ни одной такой заявки, определены в ч. 19 Закона № 44-ФЗ.

Вскрытие конвертов с заявками и (или) открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам осуществляется в день, во время и в месте, которые указаны в извещении о проведении ЗП. Перед вскрытием конвертов и (или) открытием доступа к электронным документам заказчик обязан публично объявить присутствующим участникам ЗП при вскрытии этих конвертов и открытии указанного доступа о возможности подачи заявок, изменения или отзыва поданных заявок.

Также заказчик обязан предоставить всем участникам ЗП, подавшим заявки, возможность присутствовать при вскрытии конвертов и (или) открытии доступа к электронным документам и оглашении заявки, содержащей лучшие условия исполнения контракта.

При установлении несоответствия участников ЗП, подавших заявки, требованиям документации о проведении ЗП такие участники отстраняются и их заявки не оцениваются. Основания отстранения фиксируются в протоколе проведения ЗП. При установлении факта подачи одним участником ЗП двух и более заявок на участие в ЗП заявки такого участника не рассматриваются и возвращаются ему.

Все заявки участников ЗП оцениваются на основании критериев, указанных в документации о проведении ЗП. Результаты оценки подлежат фиксации в виде таблицы, прилагаемой к протоколу проведения ЗП. При этом оглашаются условия исполнения контракта, содержащиеся в заявке, признанной лучшей, или условия, содержащиеся в единственной заявке на участие в ЗП, без объявления участника ЗП, который направил такую единственную заявку.

Всем участникам ЗП или участнику ЗП, подавшему единственную заявку на участие в ЗП, делается предложение направить окончательное предложение не позднее рабочего дня, следующего за датой проведения ЗП.

В течение одного часа после завершения проведения ЗП в ЕИС должна быть размещена выписка из протокола проведения ЗП, в которой должен быть указан перечень отстраненных от участия в ЗП участников с указанием оснований отстранения, условий исполнения контракта, содержащихся в заявке, признанной лучшей, или условий, содержащихся в единственной заявке на участие в ЗП, без объявления участника ЗП, который направил такую заявку.

ЗП считается завершенным также в случае, если все присутствующие при проведении ЗП его участники отказались направить окончательное предложение. Отказ участников ЗП направлять окончательные предложения должен быть зафиксирован в протоколе проведения ЗП.

Вскрытие конвертов с окончательными предложениями и (или) открытие доступа к поданным в форме электронных документов окончательным предложениям осуществляются на следующий день после даты завершения проведения ЗП, а также предусматривает право участников ЗП, направивших окончательные предложения, присутствовать при вскрытии конвертов с окончательными предложениями и (или) открытии доступа к поданным в форме электронных документов окончательным предложениям.

Победителем признается участник, направивший окончательное предложение, которое наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товару, работе или услуге (ч. 1 ст. 83 Закона № 44-ФЗ).

Срок подписания контракта победителем и условия признания его уклонившимся от заключения контракта устанавливаются заказчиком в документации (п. 8 ч. 6 ст. 83 Закона № 44-ФЗ). При этом контракт может быть заключен только после предоставления участником ЗП обеспечения исполнения контракта, если это предусмотрено законом.

Срок подписания контракта заказчиком Законом № 44-ФЗ не определен, но в ч. 17 ст. 83 данного Закона указано, что контракт может быть заключен не ранее, чем через 7 (Семь) дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола проведения ЗП и не позднее, чем через 20 (Двадцать) дней со дня подписания этого протокола.

Контракт может быть заключен не только с победителем ЗП, но и с иным лицом, если победитель уклонился от заключения контракта, либо если ЗП признан несостоявшимся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок подана только одна заявка (ч. 18 ст. 83 Закона № 44-ФЗ). В этом случае заказчик заключает контракт с единственным поставщиком.

Также нужно отметить, что течение срока для заключения контракта при закупках в форме ЗП может быть приостановлено, но не более чем на 30 (Тридцать) дней, в случае наличия принятых судом судебных актов либо возникновения обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих подписанию контракта (ч. 15 ст. 78 и ч. 21 ст. 83 Закона № 44-ФЗ).