Запрос котировок


Запрос котировок (далее по тексту «ЗК») – один из конкурентных способов определения поставщика (исполнителя, подрядчика) (ч. 1 ст. 24Закона № 44-ФЗ) при котором информация о закупаемых товарах (работах, услугах) сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» извещения (ч. 1 ст. 72 Закона № 44-ФЗ). ЗК является наиболее простым и удобным для заказчиков конкурентным способом закупки. Победителем ЗК является тот, кто предложит наиболее низкую цену контракта (ч. 1 ст. 72 Закона № 44-ФЗ). Плата за участие в ЗК не взимается (ч. 3 ст. 72 Закона № 44-ФЗ).

 

Когда проводится: если возникла необходимость проведения небольшой по цене закупки в сжатые сроки, а также если одновременно соблюдаются следующие условия (ч. 2 ст. 72 Закона № 44-ФЗ):

1) размер начальной (максимальной) цены контракта не превышает 500 тыс. руб.;

2) совокупный годовой объем закупок путем ЗК не превышает:

– 10% объема средств, предусмотренных на все закупки заказчика в соответствии с планом-графиком; 
– 100 млн. руб. в год.

ЗК также проводится в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера ( ст. 82 Закона № 44-ФЗ).

ЗК не проводится, если заказчик должен применять закрытые способы определения поставщика (ч. 1 ст. 84 Закона № 44-ФЗ) либо закупка должна осуществляться путем проведения конкурса с ограниченным участием (ст. 56 Закона № 44-ФЗ).

Других ограничений на проведение ЗК законом не установлено.

 

Преимущества ЗК:

– небольшой объем документации; 
– проведение ЗК четко регламентировано; 
– вероятность возникновения ошибок при проведении ЗК является минимальной, в связи с простотой процедуры; 
– оперативность в определении поставщика; 
– использование для оценки заявок помимо цены контракта иных критериев (ч. 14 ст. 32 Закона № 44-ФЗ). 
– вероятность возникновения нарушения, не зависящих от заказчика, является минимальной;

 

Недостатки ЗК:

– большая вероятность проверки на предмет правомерности выбора ЗК в связи с установлением в ч. 2 ст. 72 Закона № 44-ФЗ ограничений его проведения; 
– большая ответственность заказчика по сравнению с электронными способами определения поставщика; 
– отсутствие возможности установления обеспечения заявки; 
– высокий риск участия в ЗК недобросовестных участников закупки; 
– отсутствие возможности выделять лоты при осуществлении закупки.

 

Процедура ЗК:

Если у заказчика отсутствует котировочная (единая) комиссия для определения поставщиков, ее необходимо сформировать, причем сделать это до начала проведения закупки (ч. 2 ст. 39 Закона № 44-ФЗ). Соответственно, если у заказчика присутствует комиссия по осуществлению закупок, формировать ее каждый раз не нужно, необходимо только убедиться в том, что у нее имеются полномочия на определение поставщика путем ЗК (ч. 3 ст. 39 Закона № 44-ФЗ).

Если цена контракта не превышает 250 тыс. руб. или объектом закупки являются продовольствие, средства, необходимые для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарства, топливо, отсутствие которых приведет к нарушению нормального жизнеобеспечения граждан, то котировочная (единая) комиссия должна быть сформирована не позднее, чем за четыре рабочих дня до предполагаемой даты окончания срока подачи заявок на участие в ЗК, в иных случаях – не позднее семи дней.

Перед проведением ЗК заказчик разрабатывает извещение о ЗК, которое должно содержать обоснование цены контракта, форму заявки на участие в ЗК и описание объекта закупки в соответствии с требованиями ст. 33 Закона № 44-ФЗ. К извещению о проведении ЗК прилагается проект контракта, который является его неотъемлемой частью (ч. 2 ст. 73 Закона № 44-ФЗ). Проект контракта необходимо подготовить не позднее даты размещения извещения о ЗК в ЕИС (на официальном сайте) (ч.1 ст. 74 Закона № 44-ФЗ).

Извещение о проведении ЗК размещается заказчиком в ЕИС (на официальном сайте www.zakupki.gov.ru) в порядке, определенном ст. 74 Закона № 44-ФЗ. Порядок действий при регистрации на официальном сайте утвержден Приказом Минэкономразвития России № 508Казначейства России № 14н от 10.08.2012.

Обмен документами в ЕИС (на официальном сайте) осуществляется с использованием усиленной электронной подписи. Ключи электронной подписи, а также сертификаты ключей проверки электронных подписей создаются и выдаются удостоверяющими центрами, которые аккредитованы на соответствие требованиям Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи». Для получения электронной подписи необходимо выбрать вид сертификата усиленной электронной подписи, а затем обратиться в аккредитованный удостоверяющий центр.

В настоящий момент сертификат ключа проверки электронной подписи выдается территориальным органом Федерального казначейства. Порядок получения сертификатов электронной подписи определен Регламентом организации работы с сертификатами ключей проверки электронных подписей (Приказ Казначейства России от 23.12.2011 № 621).

Заказчики, которые осуществляют деятельность за пределами территории РФ (в том числе посольства, консульства, торгпредства РФ, официальные представительства РФ при международных организациях), вправе не публиковать извещения о ЗК (ст. 75 Закона № 44-ФЗ).

Извещение о проведении ЗК должно быть размещено в ЕИС (на официальном сайте) не позднее, чем за 7 (Семь) рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок (ч. 1 ст. 74 Закона № 44-ФЗ).

Также заказчик вправе одновременно с размещением извещения направить запрос о предоставлении котировок лицам, осуществляющим поставки товаров, выполняющим работы, оказывающим услуги, которые указаны в извещении о проведении ЗК (ч. 3 ст. 74 Закона № 44-ФЗ). В некоторых случаях направление запроса является обязательным.

Запросы о предоставлении котировок направляются в течение дня размещения в ЕИС извещения о проведении ЗК (ч. 3 ст. 74 Закона № 44-ФЗ) либо извещения о продлении срока подачи заявок на участие в ЗК (ч. 2 ст. 79 Закона № 44-ФЗ).

После размещения информации о ЗК в ЕИС (на официальном сайте) заказчик (уполномоченный орган) обязан принимать все заявки, которые подаются с соблюдением правил, установленных извещением о проведении ЗК (ч. 3 ст. 77 Закона № 44-ФЗ). Форма подачи заявок может быть как электронная, так и на бумажном носителе (в запечатанных конвертах).

При получении заявки заказчик должен зарегистрировать поданную заявку в журнале регистрации (ч. 3 ст. 77 Закона № 44-ФЗ), выдать по требованию участника расписку в получении заявки (ч. 3 ст. 77 Закона № 44-ФЗ) и обеспечить сохранность, защищенность, неприкосновенность и конфиденциальность заявки (ч. 4 ст. 77 Закона № 44-ФЗ).

Прием заявок начинается с даты размещения в ЕИС (на официальном сайте) извещения о проведении ЗК и прекращается после окончания срока подачи заявок (ч. 5 ст. 77 Закона № 44-ФЗ).

Согласно ч. 3 ст. 78 Закона № 44-ФЗ котировочная комиссия непосредственно перед вскрытием конвертов (открытием доступа) обязана объявить участникам ЗК, присутствующим при этой процедуре, о возможности подачи заявок до вскрытия конвертов (открытия доступа).

Вскрытие конвертов с заявками на участие в ЗК (открытие доступа к заявкам, поданным в форме электронного документа) осуществляется котировочной (единой) комиссией публично во время и в месте, которые указаны в извещении о проведении ЗК.

По итогам вскрытия конвертов (открытия доступа) ЗК может быть признан несостоявшимся, если подана всего одна заявка либо не подано ни одной заявки (ч. 6 ст. 77 Закона № 44-ФЗ).

Вскрытие конвертов с заявками на участие в ЗК осуществляется в течение 1 (Одного) рабочего дня, следующего после даты окончания срока подачи заявок, указанного в извещении о проведении ЗК (ч. 1 ст. 78 Закона № 44-ФЗ).

Котировочная комиссия рассматривает и оценивает заявки в течение 1 (Одного) рабочего дня, следующего после даты окончания срока подачи (ч. 1 ст. 78 Закона № 44-ФЗ).

По результатам проведения ЗК заключается контракт на условиях и по цене, указанных в заявке на участие в ЗК, поданной участником ЗК, с которым заключается контракт, и в извещении о проведении ЗК (ч. 14 ст. 78 Закона № 44-ФЗ).

Заказчик направляет проект контракта победителю ЗК или участнику, подавшему единственную заявку на участие в ЗК, вместе с протоколом рассмотрения и оценки заявок или протоколом рассмотрения единственной заявки (ч. 8 ст. 78 Закона № 44-ФЗ). Проект контракта должен быть направлен победителю или единственному участнику не позднее 2 (Двух) рабочих дней с даты подписания протокола рассмотрения и оценки заявок или протокола рассмотрения единственной заявки (ч. 8 ст. 78 Закона № 44-ФЗ).

Течение срока направления проекта контракта может быть приостановлено, если имеются принятые судом судебные акты либо возникли обстоятельства непреодолимой силы, препятствующие подписанию контракта одной из сторон в установленные сроки, и в течение дня одна сторона уведомила другую о наличии таких актов или обстоятельств (ч. 15 ст. 78 Закона № 44-ФЗ).

Контракт с победителем ЗК заключаемся после представления документа, подтверждающего обеспечение исполнения контракта, если заказчик в извещении о проведении ЗК установил такое требование (ч. 2ч. 4 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

После получения подписанного победителем ЗК проекта контракта заказчик обязан подписать его, если победитель предоставил надлежащее обеспечение исполнения контракта (ч. 4 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

После подписания нужно передать (направить) один экземпляр контракта лицу, с которым он заключен. Заказчик должен подписать контракт не ранее чем через 7 (Семь) календарных дней с даты размещения в ЕИС (на официальном сайте) протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в ЗК и не позднее чем через 20 (Двадцать) календарных дней с даты подписания указанного протокола. Течение срока направления проекта контракта может быть приостановлено, если есть принятые судом судебные акты либо возникли обстоятельства непреодолимой силы, препятствующие подписанию контракта одной из сторон в установленные сроки, и в течение дня одна сторона уведомила другую о наличии таких актов или обстоятельств (ч. 15 ст. 78 Закона № 44-ФЗ).