Закупка у единственного поставщика


Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее по тексту «ЗЕП») - отличительной особенностью ЗЕП является то, что процедура выбора поставщика не проводится, а заказчик предлагает заключить контракт конкретному юридическому или физическому лицу (ч. 1ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», далее по тексту – Закон № 44-ФЗ).

Когда проводится: если заказчик проявляет инициативу проведения закупки (ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). Обязанность проведения ЗЕП предусмотрена только в случае, когда закупка путем конкурентного способа определения поставщика признана несостоявшейся (п. 2425 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). Если цена контракта небольшая (не более 100 тыс. руб.), ЗЕП является наиболее удобной формой проведения закупок. При этом совокупный годовой объем закупок (за исключением закупок для нужд сельских поселений) не должен превышать 5% всех закупок и должен составлять не более 50 млн. руб. (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Случаи, при которых может осуществляться ЗЕП, установлены в ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Законом установлены и иные случаи ЗЕП, такие как:

1. Закупки в случае признания конкурентных процедур несостоявшимися:

– закупка в связи с признанием несостоявшимися открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений (п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ); 
– закупка в связи с признанием несостоявшимся определения поставщика закрытым способом (п. 24 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

2. Закупки, связанные со строительством (приобретением, арендой), а также ремонтом и содержанием имущества:

– закупка услуг по осуществлению авторского контроля за разработкой проектной документации объекта капитального строительства, проведению авторского надзора за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом (п. 19 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ); 
– закупка услуг по управлению многоквартирным домом, помещения в котором находятся в частной, государственной или муниципальной собственности (п. 22 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ); 
– закупка услуг по содержанию и ремонту нежилых помещений, переданных заказчику в безвозмездное пользование или оперативное управление, в случае если данные услуги оказываются другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены переданные заказчику помещения (п. 23 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ); 
– закупка услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению к инженерным сетям по регулируемым ценам (тарифам) (п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ); 
– закупка услуг по проведению технического и авторского надзора за выполнением работ по сохранению объекта культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ авторами проектов (п. 19 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ); 
– заключение договора энергоснабжения (купли-продажи электроэнергии) с гарантирующим поставщиком (п. 29 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ); 
– приобретение нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения для федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд (п. 31 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ); 
– аренда нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения для федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд (п. 32 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

3. Закупки в сфере культуры, спорта, науки и образования:

– закупки товара (работы, услуги) на сумму, не превышающую 400 тыс. руб. Совокупный годовой объем таких закупок не должен превышать 50% всех закупок и должен составлять не более 20 млн руб. Осуществлять такие закупки вправе только государственные (муниципальные) образовательные организации; учреждения культуры, деятельность которых связана с объектами культурного наследия; иные государственные (муниципальные) учреждения (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждения, осуществляющие концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, клуб, библиотека, архив) (п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ): 
– закупка услуг, связанных с посещением зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия (п. 15 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ); 
– закупка услуг, связанных с участием в проведении культурных мероприятий (фестивалей, концертов, представлений) на основании приглашений (п. 26 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ); 
– поставка культурных ценностей для пополнения государственных фондов: музейного, библиотечного, архивного и аналогичных фондов (п. 10 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ); 
– закупка произведений литературы и искусства определенных авторов (за исключением кинопроектов в целях проката), исполнений конкретных исполнителей, фонограмм конкретных изготовителей у лица, обладающего исключительными правами (исключительными лицензиями) (п. 13 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ); 
– закупка печатных или электронных изданий определенных авторов у издателей, обладающих исключительными правами (исключительными лицензиями) на использование таких изданий, и оказание услуг по предоставлению доступа к электронным изданиям для обеспечения деятельности государственных (муниципальных) образовательных учреждений, библиотек, государственных научных организаций (п. 14 ч. 1 ст.93 Закона № 44-ФЗ); 
– создание, исполнение произведений литературы или искусства, изготовление (поставка) декораций, костюмов, театрального реквизита, необходимых для создания и (или) исполнения произведений. Осуществлять такие закупки вправе образовательные учреждения; театры и концертные коллективы, цирки; телерадиовещательные учреждения; дома культуры, дворцы культуры, клубы; музеи, планетарии; парки культуры и отдыха; ботанические сады, заповедники, национальные, природные или ландшафтные парки, зоопарки (п. 17 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ): 
– закупка услуг по реализации входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок – бланков строгой отчетности (п. 18 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ); 
– закупка преподавательских услуг, услуг экскурсовода (гида) (п. 33 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

4. Закупки в сфере медицины и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций:

– закупка товаров (работ, услуг), необходимых для ликвидации последствий аварии (иных чрезвычайных ситуаций) либо для оказания экстренной (неотложной) медицинской помощи, если такие товары (работы, услуги) не включены в Перечень, утвержденный Правительством РФ (п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ); 
– закупка лекарств по медицинским показаниям. Сумма закупки не должна превышать 200 тыс. руб. Лекарства должны закупаться в объеме, необходимом одному пациенту на срок, который требуется для проведения запроса предложений (п. 28 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ); 
– закупка услуг по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ (п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ); 
– заключение по результатам несостоявшегося запроса предложений контракта с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за границей (п. 34 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

5. Закупки в сфере государственного управления, обороны:

– закупка работ (услуг), выполнить (оказать) которые могут только органы исполнительной власти, государственные учреждения, государственные унитарные предприятия (п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ); 
– выполнение работ по мобилизационной подготовке (п. 3 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ); 
– закупка у единственного производителя российских вооружения и военной техники, которые не имеют российских аналогов (п. 7 ч. 1 ст. 93Закона № 44-ФЗ); 
– оказание услуг, связанных с обеспечением визитов иностранных делегаций (глав государств, глав правительств, руководителей международных организаций, представителей парламентов и правительств, иностранных государств) (п. 20 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ); 
– закупка товаров (работ, услуг) для обеспечения деятельности объектов государственной охраны (п. 21 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ); 
– закупка бюллетеней, открепительных удостоверений, специальных знаков (марок), используемых при проведении выборов в органы государственной власти (органы местного самоуправления), референдумов (п. 30 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

6. Иные случаи, в которых закупка может осуществляться у единственного поставщика:

– оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку (п. 26 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ); 
– закупка товара (работы, услуги) в сфере деятельности естественных монополий (п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ); 
– оказание услуг по участию в мероприятии, которое проводится для нескольких заказчиков, если поставщик определен в соответствии с нормами Закона № 44-ФЗ другим заказчиком, являющимся организатором такого мероприятия (п. 16 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ); 
– закупка у поставщика, определенного Президентом РФ или Правительством РФ (п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ); 
– закупка товаров (работ, услуг) у учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы в соответствии с Перечнем, утвержденным Правительством РФ (п. 11 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ); 
– закупка сырья, материалов, комплектующих изделий, необходимых для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг при трудоустройстве осужденных на основании договоров, которые заключены учреждением, исполняющим наказания, с юридическими лицами (п. 12 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Если ЗЕП невозможна, а заказчик не обязан использовать какой-либо конкретный способ (например, закрытый), то Закон позволяет заказчику провести открытый конкурс (ст. 48 Закона № 44-ФЗ) или электронный аукцион (ст. 59 Закона № 44-ФЗ). В ряде случаев возможно также проведение запроса котировок (ч. 2 ст. 72 Закона № 44-ФЗ) или запроса предложений (ч. 2 ст. 83 Закона № 44-ФЗ).

Преимущества ЗЕП:

– является наиболее простым и удобным способом закупки для заказчиков; 
– практически отсутствует риск нарушения процедуры заключения контракта; 
– контракт может быть заключен с уже известным заказчику поставщиком; 
– процедура является менее продолжительной по сравнению с конкурентными способами;

Недостатки ЗЕП:

– отсутствие возможности выбора лучших условий для заключения контракта; 
– отсутствие возможности снижения цены контракта; 
– возникновение претензий со стороны проверяющих организаций, поскольку высок риск возникновения сговора с поставщиком и нецелевого расходования бюджетных средств.

Процедура ЗЕП:

При ЗЕП заказчик самостоятельно выбирает поставщика, учитывая при выборе требования, предусмотренные законом для всех участников закупок (ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ).

Осуществление выбора поставщика заказчику желательно произвести до начала составления проекта контракта.

Если до заключения контракта требуется разместить извещение в единой информационной системе (на официальном сайте), то выбрать поставщика необходимо не позднее, чем за 5 (Пять) календарных дней до предполагаемой даты заключения контракта (ч. 2 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Если ЗЕП осуществляется после признания конкурентных процедур несостоявшимися, заказчик обязан согласовать с уполномоченным органом власти возможность заключения контракта с единственным поставщиком (п. 2425 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

В иных случаях согласование заключения контракта не требуется.

Для заключения контракта с единственным поставщиком заказчику необходимо разработать и утвердить проект контракта (ст. 93 Закона № 44-ФЗ). А если ЗЕП производится по итогам признания несостоявшейся конкурентной закупки (конкурса, аукциона и др.), составлять проект контракта заново необязательно. В этом случае можно взять проект, который содержится в закупочной документации (п. 2425 ч. 1 ст. 93Закона № 44-ФЗ).

Кроме того, заказчику необходимо подготовить и утвердить отчет, в котором требуется обосновать нецелесообразность (невозможность) использования других способов определения поставщика, кроме ЗЕП, а также цену и другие существенные условия контракта (ч. 3 ст. 93Закона № 44-ФЗ). Данный отчет заказчику целесообразно составить и утвердить не позднее даты заключения контракта.

Далее заказчику требуется подготовить и разместить в единой информационной системе (на официальном сайте) извещение об осуществлении ЗЕП. Однако это необходимо делать только в случаях установленных ч. 2 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Для этого необходимо заполнить извещение в электронном виде в ЕИС.

Также заказчик проводит проверку обеспечения, предоставленного единственным поставщиком, но только в том случае, если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении, или проекте контракта (ч. 2 ст. 96 Закона № 44-ФЗ). Проверка должна быть произведена до подписания контракта заказчиком.

Это требование является обязательным, если ЗЕП осуществляется по итогам признания конкурентной закупки несостоявшейся (п. 2425 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Для того, чтобы произвести проверку заказчику нужно проверить факт перечисления денежных средств и их размер в случае, если обеспечение предоставлено денежными средствами, либо проверить соответствие условий гарантии требованиям закона в случае, если обеспечение предоставлено в виде банковской гарантии.

Нужно заметить, что если ЗЕП осуществляется по итогам признания конкурентной закупки несостоявшейся, заказчику также потребуется проверить размер обеспечения в соответствии с ч. 12 ст. 37 Закона № 44-ФЗ, а также проверить соблюдение единственным поставщиком срока предоставления обеспечения исполнения контракта, установленного в документации о закупке, которая признана несостоявшейся. Нарушение такого срока влечет признание поставщика уклонившимся от заключения контракта (ч. 5 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

После того, как все подготовительные процедуры завершены, наступает время подписания контракта с единственным поставщиком (ст. 3493Закона № 44-ФЗ). Подписание происходит в любой день по согласованию между заказчиком и единственным поставщиком. После подписания один экземпляр контракта направляется лицу, с которым он заключен.

Если же контракт заключается по результатам несостоявшихся конкурентных процедур, то подписать его необходимо в срок, указанный в документации о закупке, которая признана несостоявшейся (ч. 5 ст. 104 Закона № 44-ФЗ).

Заказчику в ряде случаев необходимо уведомить контролирующий орган в сфере закупок о заключении контракта с единственным поставщиком (ч. 2 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). Это случаи, установленные п. 6 и 9 ч. 1ч. 2 ст. 93 Закона № 44-ФЗ – когда закупается работа (услуга), осуществляемая только органами исполнительной власти (подведомственными им учреждениями, предприятиями) в соответствии с кругом их полномочий, установленным законодательством; когда закупаются определенные товары (работы, услуги), необходимые для ликвидации последствий аварии, чрезвычайных ситуаций (природного, техногенного характера), обстоятельств непреодолимой силы, для оказания экстренной (неотложной) медицинской помощи, если применение иных способов определения поставщика, требующих затрат времени, нецелесообразно; а также в случаях, когда по результатам несостоявшегося запроса предложений заключается контракт с иностранной организацией на лечение гражданина РФ (п. 34 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

В вышеуказанных случаях заказчик подготавливает и направляет в контролирующий орган письменное уведомление об осуществлении ЗЕП с необходимыми приложениями не позднее 1 (Одного) рабочего дня с даты заключения контракта (ч. 2 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).