Планирование закупок учреждениями физической культуры и спорта


Государственные и муниципальные учреждения физической культуры и спорта закупают товары, работы и услуги для обеспечения своих нужд с применением федеральных законов от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее –Закон № 223-ФЗ) и от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ). Согласно данным законам учреждения должны планировать закупочную деятельность путем составления планов закупки и планов-графиков. При этом в зависимости от типа спортивного учреждения (бюджетное, казенное или автономное) планирование закупок будет различаться. О том, как составить и разместить планы закупок на официальном сайте, расскажем сегодня.

Вместо предисловия

Прежде всего стоит разобраться, каким учреждениям физической культуры и спорта нужно применять нормы Закона № 44-ФЗ о планировании, а каким – нормы Закона № 223-ФЗ. Так, в соответствии с Законом № 44-ФЗ должны планировать закупки:

– государственные и муниципальные казенные учреждения в сфере физической культуры и спорта (п. 5, 6 ст. 3 Закона № 44-ФЗ);
– бюджетные учреждения, осуществляющие закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ и иных средств (п. 7 ст. 3 Закона № 44-ФЗ).

Однако есть исключение, сделанное для бюджетных учреждений. Они могут осуществлять закупки не только за счет субсидий, но и:

– за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами;
– за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности;
– в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения контракта третьих лиц.

В этих случаях бюджетное учреждение может осуществлять закупки по Закону № 223-ФЗ, если оно приняло решение об этом, а также утвердило и разместило в единой информационной системе (далее – ЕИС) положение о закупках для нужд заказчика. Соответственно, и планирование данных закупок будет осуществляться по Закону № 223-ФЗ.

Отметим, что решение о порядке осуществления закупок бюджетным учреждением (в соответствии с Законом № 44-ФЗ или Законом № 223-ФЗ) должно быть принято до начала года, в течение которого планируется их осуществление, и не может быть изменено в указанном году (ч. 3 ст.15 Закона № 44-ФЗ).

Обратите внимание: если бюджетное учреждение физической культуры и спорта не утвердило и не разместило положение о закупках согласноЗакону № 223-ФЗ до 01.04.2014, при осуществлении закупок в 2014 году оно должно руководствоваться Законом № 44-ФЗ.

Относительно автономных спортивных учреждений можно сказать следующее. При планировании закупок им нужно применять положения Закона № 223-ФЗ. Однако если автономному учреждению предоставлены средства из бюджетов бюджетной системы РФ на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности, на них при планировании и осуществлении ими закупок за счет указанных средств распространяются положения Закона № 44-ФЗ (ч. 4 ст. 15 Закона № 44-ФЗ).

Планирование по Закону № 44-ФЗ

При планировании закупок учреждения должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд (ст. 12 Закона № 44-ФЗ). То есть закупки должны быть спланированы таким образом, чтобы спортивной организацией были достигнуты и реализованы цели, предусмотренные государственными программами (в том числе федеральными целевыми программами), государственными программами субъектов РФ (в том числе региональными целевыми программами), муниципальными программами.

Итак, планирование закупок осуществляется посредством формирования, утверждения и ведения планов закупок и планов-графиков, которые являются обязательными с 01.01.2015.

Планы закупок

Согласно ст. 17 Закона № 44-ФЗ в планы закупок включаются:

– идентификационный код закупки (обеспечивает взаимосвязь документов по закупке и формируется с использованием кода бюджетной классификации, определенного в соответствии с бюджетным законодательством, кодов общероссийских классификаторов, каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и может включать в себя иную информацию (ст. 23 Закона № 44-ФЗ));
– цель осуществления закупки (определяется в соответствии со ст. 13 Закона № 44-ФЗ);
– наименование объекта и (или) наименования объектов за­купки;
– объем финансового обеспечения для осуществления закупки;
– сроки (периодичность) осуществления планируемых закупок;
– обоснование закупки (заключается в установлении соответствия планируемой закупки целям осуществления закупок. При этом обоснованию подлежат объект и (или) объекты закупки исходя из необходимости реализации конкретной цели осуществления закупки и установленных требований к закупаемым товару, работе, услуге (ст. 18 Закона № 44-ФЗ). Порядок обоснования закупок и форма данного обоснования устанавливаются Правительством РФ, но пока еще такого документа нет;
– информация о закупках товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также предназначены для проведения научных исследований, экспериментов, изысканий, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования);
– информация об обязательном общественном обсуждении закупки товара, работы или услуги (порядок обсуждения закупок установленПриказом Минэкономразвития РФ от 10.10.2013 № 578, но должен быть принят нормативный акт Правительства РФ, устанавливающий правила обсуждения закупок с 2015 года). Такое обсуждение начинается с даты размещения в ЕИС планов закупок и заканчивается не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе либо не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок. По результатам обязательного общественного обсуждения закупок могут быть внесены изменения в планы закупок, планы-графики, документацию о закупках или закупки могут быть отменены (ч. 4 ст. 20 Закона № 44-ФЗ).

В настоящее время общественному обсуждению подлежат закупки товаров, работ, услуг, если начальная (максимальная) цена контракта либо цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), превышает 1 млрд руб.

К сведению: Правительством РФ, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, местными администрациями может быть определена дополнительная информация, включаемая в планы закупок для обеспечения соответственно федеральных нужд, нужд субъектов РФ и муниципальных нужд.

Требования к формированию, утверждению и ведению планов закупок для обеспечения федеральных нужд установлены Постановлением Правительства РФ от 21.11.2013 № 1043 (вступает в силу с 01.01.2015) (далее – Требования). Аналогичные порядки должны быть разработаны и приняты на уровне субъекта РФ и муниципалитета и в течение трех дней со дня утверждения размещены на официальном сайте для опубликования информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru).

Планы закупок формируются и утверждаются в течение 10 рабочих дней:

– государственными или муниципальными казенными учреждениями в сфере физической культуры и спорта, действующими от имени субъекта РФ, – после доведения объема прав в денежном выражении на принятие или исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством РФ;
– бюджетными учреждениями субъекта РФ или муниципальным образованием, за исключением закупок, осуществляемых в соответствии сЗаконом № 223-ФЗ, – после утверждения планов финансово-хозяйственной деятельности;
– автономными учреждениями субъекта РФ, имущество которых принадлежит на праве собственности субъектам РФ, – после заключения соглашений о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность (далее – субсидии). При этом в план закупок включаются только закупки, которые планируется осуществлять за счет субсидий.

Планы закупок формируются учреждениями на очередной финансовый год и плановый период с учетом следующего:

– государственные и муниципальные казенные спортивные организации должны сформировать планы в сроки, установленные главными распорядителями средств бюджета субъекта РФ (местного бюджета), но не позднее сроков, установленных высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ (местными администрациями), и представить их не позднее 1 июля текущего года главным распорядителям средств бюджета субъекта РФ (не позднее 1 августа – главным распорядителям средств местного бюджета);
– бюджетные учреждения должны сформировать планы закупок и представить их не позднее 1 июня текущего года (при формировании плана закупок муниципального учреждения – не позднее 1 июля текущего года) органам, осуществляющим функции и полномочия их учредителя;
– автономные учреждения формируют планы закупок после принятия решений (согласования проектов решений) об осуществлении капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности субъектов РФ (муниципальной собственности) или о приобретении объектов недвижимого имущества в государственную собственность субъектов РФ (муниципальную собственность) за счет субсидий.

План закупок утверждается в течение десяти рабочих дней после доведения до государственного или муниципального учреждения объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством РФ. Утвержденный план закупок подлежит размещению в ЕИС в течение трех рабочих дней со дня утверждения или изменения такого плана, за исключением сведений, составляющих государственную тайну (ч. 9 ст. 17 Закона № 44-ФЗ).

Обратите внимание: бюджетное учреждение формирует план закупок в соответствии с требованиями ст. 17 Закона № 44-ФЗ при планировании финансово-хозяйственной деятельности и утверждается в течение десяти рабочих дней после утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности этого учреждения.

Планы-графики

После составления планов закупок составляются планы-графики, которые содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок (ст. 21 Закона № 44-ФЗ).

В план-график включается следующая информация в отношении каждой закупки:

1) идентификационный код закупки;
2) наименование и описание объекта закупки с указанием характеристик такого объекта, количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги, планируемые сроки, периодичность поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), обоснование закупки, размер аванса (если предусмотрена выплата аванса), этапы оплаты (если исполнение контракта и его оплата предусмотрены поэтапно);
3) дополнительные требования к участникам закупки (при наличии данных требований) и обоснование таких требований;
4) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и обоснование выбора этого способа;
5) дата начала закупки;
6) информация о размере предоставляемых обеспечения соответствующей заявки участника закупки и обеспечения исполнения контракта;
7) информация о применении указанного в ч. 3 ст. 32 Закона № 44-ФЗ критерия стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта (в случае применения указанного критерия) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя);
8) информация о банковском сопровождении контракта в случаях, установленных в соответствии со ст. 35 Закона № 44-ФЗ.

Обратите внимание: требования к формированию, утверждению и ведению планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта РФ и муниципальных нужд утверждены Постановлением Правительства РФ от 21.11.2013 № 1044 (вступит в силу с 01.01.2015).

При формировании плана-графика обоснованию подлежат:

– начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК), цена контракта. Согласно ст. 22 Закона № 44-ФЗ НМЦК и цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) или нормативного, тарифного, проектно-сметного, затратного методов. При этом метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным.

Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утверждены Приказом Минэкономразвития РФ от 02.10.2013 № 567;

– способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Напомним, что согласно ст. 24 Закона № 44-ФЗ спортивные учреждения вправе закупать товары, работы и услуги с использованием конкурентных способов – конкурсов, аукционов, запросов предложений, запросов котировок – или осуществлять закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

План-график разрабатывается ежегодно на один год и утверждается заказчиком в течение десяти рабочих дней после получения им объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств или утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности.

К сведению: с 01.01.2015 нельзя будет разместить извещение об осуществлении закупки, если информации о такой закупке не содержится в плане-графике.

План-график может быть изменен, причем корректировка по каждому объекту закупки может осуществляться не позднее чем за десять дней до дня размещения в ЕИС извещения об осуществлении соответствующей закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом.

Утвержденный план-график и внесенные в него изменения подлежат размещению в ЕИС в течение трех рабочих дней с даты утверждения или изменения плана-графика, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.

Планирование по Закону № 223-ФЗ

Согласно ст. 4 Закона № 223-ФЗ автономные и бюджетные спортивные учреждения (в случае принятия и размещения в ЕИС положения о закупке) должны разработать и опубликовать на сайте госзакупок утвержденный план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. При этом разместить план в ЕИС необходимо до 31 декабря текущего календарного года (п. 14 Постановления Правительства РФ от 10.09.2012 № 908 «Об утверждении Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке» (далее – Постановление № 908)).

В частности, в план закупки включаются сведения о закупке товаров (работ, услуг), необходимых для удовлетворения потребностей заказчика. При этом в нем могут не отражаться закупки товаров, работ и услуг, если их стоимость не превышает:

– 100 000 руб.;
– 500 000 руб., если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем 5 млрд руб.

Отметим, что если планируются закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции или лекарственных средств, план закупок размещается в ЕИС на период от пяти до семи лет (до 31.12.2014 – на три года). Порядок формирования такого плана закупки, порядок и сроки размещения в ЕИС, требования к его форме установлены Постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 № 932 (далее – Постановление № 932).

К сведению: критерии отнесения товаров, работ, услуг к инновационной или высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки этой продукции устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. Пока критерии установлены лишь для учреждений, подведомственных ФМС, Минкомсвязи, Минпромторгу, Минздраву, Минобрнауки и МЧС.

План закупки формируется в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами, локальными актами заказчика, а также положением о закупке, в том числе с учетом сроков проведения закупочных процедур исходя из требуемой даты поставки товаров (работ, услуг) на основании на основании следующих программ, определяющих деятельность заказчика:

а) производственной программы (учитываются все закупки, формирующие смету затрат на производство и реализацию товаров (работ, услуг));
б) ремонтной программы (плана ремонтов);
в) инвестиционной программы (включая техническое перевооружение и реконструкцию, в том числе в области информационных технологий, новое строительство);
г) иных программ.

План закупки товаров формируется в виде единого документа в электронном формате (форма приведена в приложении к Постановлению № 932) и должен содержать следующие сведения:

– наименование, адрес местонахождения, телефон и адрес электронной почты заказчика;
– порядковый номер, который формируется последовательно с начала года;
– предмет договора с указанием идентификационного кода закупки в соответствии ОКВЭД и ОКДП с обязательным заполнением разделов, подразделов и рекомендуемым заполнением классов, подклассов, групп, подгрупп и видов;
– минимально необходимые требования, предъявляемые к закупаемым товарам (работам, услугам), предусмотренным договором, включая функциональные, технические, качественные характеристики и эксплуатационные характеристики предмета договора, позволяющие идентифицировать предмет договора (при необходимости);
– единицы измерения закупаемых товаров (работ, услуг) и код по ОКЕИ;
– информацию о количестве (объеме) закупаемых товаров (работ, услуг) в натуральном выражении;
– регион поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг и код по ОКАТО;
– сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);
– планируемую дату или период размещения извещения о закупке (год, месяц);
– срок исполнения договора (год, месяц);
– способ закупки;
– информацию о закупке в электронной форме (да-нет).

Обратите внимание: размещение плана закупки или информации о внесении в него изменений на официальном сайте осуществляется в течение 10 календарных дней с даты утверждения плана или внесения в него изменений (п. 14 Постановления № 908).

Отметим, что план закупок может быть изменен спортивным учреждением в случае изменения потребности в товарах (работах, услугах), в том числе сроков их приобретения, способа осуществления закупки и срока исполнения договора. Кроме этого, основанием для корректировки плана будет изменение стоимости закупаемых товаров работ или услуг более чем на 10%, а также иные случаи, прописанные в положении о закупке.

В заключение

Подводя итог, хотелось бы отметить, что если спортивная организация осуществляет закупки по Закону № 44-ФЗ, ей необходимо составить план закупок и план-график, а также разместить их на сайте госзакупок. Если учреждение осуществляет закупки в соответствии с Законом № 223-ФЗ, нужно составить и разместить на сайте лишь план закупок. А вот если учреждение руководствуется двумя законами, придется составлять два плана (закупок и план-график) и размещать их на сайте госзакупок (www.zakupki.gov.ru). Если этого не сделать или «забыть» хотя бы про один из этих документов, учреждению грозит административная ответственность по п. 3 ст. 7.30 КоАП РФ – штраф в размере 50 000 руб. для должностных лиц и в размере 500 000 руб. для учреждения.