Порядок финансового обеспечения выполнения государственных (муниципальных) заданий (далее – обеспечения госзаданий) устанавливается Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией (п. 4 ст. 69.2 БК РФ).Постановление Правительства РФ от 26.06.2015 № 640 (далее – Постановление Правительства РФ № 640), принятое в конце июля, утверждает порядок формирования госзадания и его финансового обеспечения в отношении федеральных учреждений. В соответствии с этим документом субъекты РФ и муниципалитеты будут создавать свои порядки формирования госзадания.
Госзадание может включать в себя как оказание услуг, так и выполнение работ. Рассмотрим особенности нормирования того и другого.
Обеспечение госзадания по оказанию услуг
Объем обеспечения госзадания по оказанию услуг будет определяться на основании нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, которые установит орган-учредитель.
Нормативные затраты на оказание конкретной услуги рассчитываются на основе базового норматива затрат. Как следует из абз. 2 п. 4 ст. 69.2 БК РФ, базовые нормативы затрат на оказание госуслуг разрабатывают федеральные органы исполнительной власти (ФОИВ), руководствуясьобщими требованиями к определению нормативных затрат. Эти общие требования устанавливают ФОИВ, осуществляющие функции по выработке политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности (те, что формируют базовые (отраслевые) перечни).
Например, Приказ Минприроды РФ от 25.06.2015 № 279 утверждает общие требования к определению нормативных затрат на оказание госуслуг в установленной сфере. Требования касаются услуг и работ, включенных в базовые (отраслевые) перечни Минприроды по видам деятельности «Воспроизводство и использование природных ресурсов», «Деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей среды, ее загрязнения», «Лесное и водное хозяйство», «Охрана окружающей среды».
Эти требования применяются при расчете объема субсидии государственным (муниципальным) учреждениям, которые осуществляют воспроизводство и использование природных ресурсов, деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинг состояния окружающей среды, ее загрязнения, лесного и водного хозяйства, охраны окружающей среды.
Базовый норматив затрат будет определяться исходя из затрат, необходимых для оказания госуслуги. Он должен гарантировать соблюдение всех показателей качества оказания госуслуги, а также учитывать показатели, отражающие отраслевую специфику (содержание, условия (формы) оказания услуги), установленные в базовом (отраслевом) перечне (п. 17 Постановления Правительства РФ № 640).
И, как мы уже говорили, эти базовые нормативы служат основой для расчета органом-учредителем нормативных затрат на оказание конкретной услуги, оказываемой подведомственным бюджетным учреждением.
Положение абз. 2 п. 4 ст. 69.2 БК РФ в части определения нормативных затрат на оказание услуг с учетом общих требований применяется при расчете объема финансирования начиная с госзаданий на 2016 год (на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов). То есть при расчете объема обеспечения госзадания при определении нормативных затрат на оказание услуг на указанный период должны обязательно учитываться общие требования, установленные к тому времени соответствующими министерствами и ведомствами.
Порядок финансового обеспечения выполнения госзадания на оказание госуслуг
Обеспечение госзадания по выполнению работ
Стоимость работ, в отличие от стоимости услуг, как правило, рассчитывается индивидуально. Поэтому при определении объема обеспечения выполнения задания нормативные затраты на выполнение работ применяются по решению учредителя, а утверждение общих требований для расчета, по аналогии с услугами, не обязательно.
Нормативные затраты на выполнение работы определяются при расчете объема обеспечения выполнения госзадания. Учредитель устанавливает порядок определения этих затрат, а также утверждает их значения (п. 28, 32 Постановления Правительства РФ № 640). Нормативные затраты на работы могут быть обычными и упрощенными. Главное, чтобы они раскрывали себестоимость работы. То есть, как следует из п. 29Постановления Правительства РФ № 640, они рассчитываются на работу в целом или на единицу объема работы, например, на ее цикл, (если в госзадании установлены показатели объема выполнения работы).
Применение стандартов госуслуги при определении базового норматива затрат
При формировании госзадания и расчете объема обеспечения его выполнения на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов для определения базового норматива затрат на оказание услуги или выполнение работы будут применяться стандарты услуги. Это нормы материальных, технических и трудовых ресурсов, используемых для оказания госуслуги, установленные нормативными правовыми актами РФ, а также межгосударственными, национальными (государственными) стандартами РФ, строительными нормами и правилами, санитарными нормами и правилами, стандартами, порядками и регламентами оказания госуслуг или выполнения работ в установленной сфере (п. 18, 31 Постановления Правительства РФ № 640).
Утверждение базовых нормативов затрат
Все базовые нормативы затрат утверждаются ФОИВ, утвердившим базовый (отраслевой) перечень, либо учредителем, но не позднее срока формирования госзаданий на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов.
Минфин Приказом от 16.06.2014 № 49н определил виды деятельности, по которым уполномоченными ФОИВ должны быть сформированы базовые (отраслевые) перечни государственных и муниципальных услуг и работ.
Существующие перечни будут откорректированы с учетом заявок о включении в них работ или услуг, выполняемых бюджетными учреждениями, но не указанных в этих перечнях. На основе перечней будут составлены списки государственных и муниципальных услуг и работ, оказываемых (выполняемых) государственными и муниципальными учреждениями в качестве основных видов деятельности. Данные списки учитываются при формировании госзадания.
Далее будут утверждены нормативы затрат на все услуги и работы, включенные в базовые (отраслевые) перечни.
Для федеральных органов исполнительной власти Минфин Письмом от 01.10.2014 № 02-01-09/49180 направил методические рекомендации по установлению общих требований к порядку расчета объема финансового обеспечения выполнения госзадания на оказание услуг (выполнение работ), а позднее, Письмом от 18.05.2015 № 02-01-09/28324, – примерную форму общих требований к определению нормативных затрат на оказание госуслуги.
Вот как выглядел отчет о проделанной работе на июль 2015 года по наиболее актуальным направлениям:
Ответственный ФОИВ |
Базовый (отраслевой) перечень |
Общие требования к определению нормативных затрат |
|
Наименование вида деятельности |
Содержит только работы |
||
Минпромторг |
Общественное питание |
В рабочем порядке согласовано 02.06.2015 |
|
Минприроды |
Воспроизводство и использование природных ресурсов |
Утверждено 25.06.2015 |
|
Деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях |
|||
Мониторинг состояния окружающей среды, ее загрязнения |
|||
Лесное и водное хозяйство |
|||
Охрана окружающей среды |
|||
Минкультуры |
Культура, кинематография, архивное дело |
Утверждено 09.06.2015 |
|
Минздрав |
Здравоохранение |
В рабочем порядке согласовано 01.06.2015 |
|
Минкомсвязь |
Связь, информатика и СМИ |
+ |
Согласовывается |
Минобрнауки |
Образование и наука |
Проекты на согласование не представлены |
|
Молодежная политика |
|||
Минфин |
Управление государственными (муниципальными) финансами и ведение бухгалтерского (бюджетного) учета, составление и представление бухгалтерской (финансовой) отчетности, налоговое консультирование |
+ |
В перечне отсутствуют услуги, утверждение не требуется |
Государственные (муниципальные) услуги (работы), осуществление которых предусмотрено бюджетным законодательством РФ и которые не отнесены к иным видам деятельности |
Согласовывается |
||
Минтранс |
Транспорт и дорожное хозяйство |
Согласовано 08.06.2015 |
|
Минэкономразвития |
Государственная регистрация прав на недвижимость и сделок с ним и государственный кадастровый учет объектов недвижимости |
Проекты на согласование не представлены |
|
Геодезия и картография |
|||
Предоставление государственных (муниципальных) услуг субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП) организациями, образующими инфраструктуру поддержки МСП |
|||
Обеспечение предоставления государственных (муниципальных) услуг в многофункциональных центрах |
|||
Обеспечение предоставления госуслуг в сфере интеллектуальной собственности |
+ |
В перечне отсутствуют услуги, утверждение не требуется |
|
Роспотребнадзор |
Защита прав потребителей |
+ |
В перечне отсутствуют услуги, утверждение не требуется |
Минтруд |
Соцзащита |
Согласовывается |
|
Содействие занятости |
Согласовывается |
||
МЧС |
Защита от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарная безопасность и безопасность людей на водных объектах, ГО |
+ |
В перечне отсутствуют услуги, утверждение не требуется |
Минстрой |
Жилищно-коммунальное хозяйство, благоустройство, градостроительная деятельность, строительство и архитектура |
В рабочем порядке согласовано 03.06.2015 |
|
Минспорт |
Физическая культура и спорт |
Утверждено 22.05.2015 |
Нормативные затраты (затраты) будут учитываться при формировании обоснований бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период.
Обеспечиваться выполнение госзадания будет в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели, путем предоставления субсидии (п. 38, 39 Постановления Правительства РФ № 640).