Медицинский пункт в учреждении спорта. Что должен знать руководитель?


Оказание первичной медико-санитарной помощи в местах проведения спортивных мероприятий их участникам осуществляется силами медицинского пункта, расположенного в учреждении спорта. О том, что следует предусмотреть при его организации, мы поговорим вдалее.

Оказание медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе и массовым спортом), включает:

– динамическое наблюдение за состоянием здоровья лиц, занимающихся физической культурой и спортом (в том числе и массовым спортом), и оформление специалистами соответствующего медицинского заключения о допуске к занятиям физической культурой и спортом (в том числе и массовым спортом), спортивным соревнованиям;
– оказание первичной медико-санитарной помощи, специализированной медицинской помощи при проведении спортивных мероприятий (спортивных соревнований, учебно-тренировочных мероприятий), занятий физической культурой и спортом (в том числе и массовым спортом).

Оказание первичной медико-санитарной помощи спортсменам организуется путем размещения на объектах спорта, в спортивных сооружениях, в местах проведения спортивных мероприятий медицинского пункта, порядок организации которого приведен в приложении 8 к Приказу Минздравсоцразвития РФ от 09.08.2010 № 613н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий» (далее – Приказ Минздравсоцразвития РФ № 613н).

Медицинский пункт оказывает медицинскую помощь участникам соревнований, в том числе на этапах медицинской эвакуации до прибытия машины скорой медицинской помощи, а также проводит мероприятия по предупреждению и снижению заболеваемости и травматизма в момент проведения соревнований.

Количество медпунктов по предполагаемому объему оказания медицинской помощи определяется исходя из вида спорта, количества спортсменов и иных участников соревнований, предполагаемых видов заболеваний и травм. Их наличие обязательно и в местах тренировок (п. 3 – 5 приложения 8 к Приказу Минздравсоцравития РФ № 613н).

Приобретение оборудования, инвентаря, медикаментов

В соответствии с требованиями, изложенными в приложении 8 к Приказу Минздравсоцразвития РФ № 613н, в медпункте должны иметься:

– помещения для приема врача-специалиста;
– процедурный и массажный кабинеты;
– приспособления для оказания медицинской помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья.

Перечни необходимого оборудования, инвентаря и медикаментов приведены в приложении 9 к Приказу Минздравсоцразвития РФ № 613н.

Приобретение оборудования и инструментария для медицинского кабинета предусмотрено законодательством РФ за счет средств соответствующего бюджета (планируется в смете доходов и расходов либо в плане финансово-хозяйственной деятельности спортивного учреждения в зависимости от его типа). Оборудование для медицинских кабинетов за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, приобретается редко, хотя и такой вариант возможен.

В представленном перечне оборудования и инструментария содержатся как объекты основных средств, так и объекты, относящиеся к материальным запасам.

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденными Приказом Минфина РФ от 21.12.2012 № 171н (далее – Указания № 171н), расходы, связанные с приобретением в 2013 году:

– основных средств (столы, кушетки, холодильник и т. д.), отражаются по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» ­КОСГУ;
– объекты материальных запасов (шприцы, перевязочные средства, медикаменты и т. д.), – по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» ­КОСГУ.

Заметим, что в 2014 году приведенные расходы будут отражаться аналогичным образом. Данный вывод следует из Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденных Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н (далее – Указания № 65н).

Приобретение оборудования для медицинского кабинета и передача его в эксплуатацию осуществляются в общепринятом порядке, установленном:

– инструкцией № 157н;
– инструкцией № 162н;
– инструкцией № 174н;
– инструкцией № 183н.

В соответствии с требованиями п. 55 Инструкции № 157н учет операций по выбытию и перемещению объектов основных средств ведется в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов.

Учет операций по поступлению объектов основных средств ведется:

– в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов (ф. 0504071) в части операций по принятию к учету объектов основных средств по сформированной первоначальной стоимости или операций по увеличению первоначальной (балансовой) стоимости объектов основных средств на сумму фактических затрат по их достройке, реконструкции, модернизации, до­оборудованию;
– в журнале по прочим операциям (ф. 0504071) – по иным операциям по поступлению объектов основных средств.

Инструментарий, который в силу норм названной инструкции относится к материальным запасам, первоначально приходуется на склад. В соответствии с заявкой врача (медицинской сестры) он выдается материально ответственным лицом. На сумму выданного инструментария по окончании месяца составляется акт о списании материальных запасов (ф. 0504230). Заявка на выдачу со склада необходимого инструментария прилагается к акту.

Составление документов (заполнение актов) на списание пришедшего в негодность оборудования и израсходованного инвентаря должно входить в должностные обязанности материально ответственного лица.

Рассмотрим на примерах, как в бухгалтерском учете отразятся операции по приобретению оборудования и инструментария для медицинских кабинетов.

Пример 1.

Бюджетное учреждение спорта получило целевую субсидию на приобретение оборудования и аппаратуры в размере 150 000 руб. За счет указанных средств приобретено:

– кардиограф стоимостью 49 500 руб.;
– кардиосинхронизированный дефибриллятор-монитор стоимостью 69 000 руб;
– холодильник для хранения медикаментов стоимостью 29 500 руб.

Транспортные расходы на доставку холодильника составили 2 000 руб.

После приобретения все приборы и холодильник сразу начали эксплуатировать.

В бухгалтерском учете данные операции будут отражены следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Отражены плановые назначения бюджетного учреждения по доходам

5 507 10 180

5 504 10 180

150 000

Отражено поступление денежных средств в рамках субсидии на иные цели

5 508 10 180

5 507 10 180

150 000

Поступила целевая субсидия на лицевой счет учреждения

5 201 11 510
17

5 205 81 660

150 000

Приняты обязательства по оплате поставленного оборудования

5 506 10 310

5 502 11 310

148 000

Приняты обязательства по оплате транспортных расходов

5 506 10 222

5 502 11 222

2 000

Получено оборудование от поставщика

5 106 31 310

5 302 31 730

148 000

Оказаны транспортные услуги

5 106 31 310

5 302 22 730

2 000

Приняты денежные обязательства

5 502 11 310
5 502 11 222

5 502 12 310
5 502 12 222

148 000
2 000

Перечислены поставщику денежные средства в оплату поставленного оборудования

5 302 31 830

5 201 11 610
18

148 000

Произведена оплата за поставку товара

5 302 22 830

5 201 11 610
18

2 000

Принято к учету оборудование, полученное от поставщика, по сформированной первоначальной стоимости

5 304 06 830
4 106 21 310
4 101 24 310

5 106 31 410
4 304 06 730
4 106 21 310

150 000
150 000
150 000

Приняты к учету доходы от полученной целевой субсидии на основании принятого учредителем отчета

5 205 81 560

5 401 10 180

150 000

Рассмотрим ситуацию, когда инструментарий приобретается за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности.

Пример 2.

Спорткомплекс за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, приобрел 50 комплектов перевязочных средств, которые были переданы в медицинский кабинет, на сумму 550 руб. Перевязочные средства приобретались подотчетным лицом. Учреждение освобождено от уплаты НДС в соответствии со ст. 145 НК РФ.

В бухгалтерском учете будут сделаны следующие записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Выданы из кассы денежные средства на приобретение перевязочных средств

2 208 34 560

2 201 34 610

550

Оприходованы перевязочные средства

2 105 31 340

2 208 34 660

550

Списаны перевязочные средства согласно акту

2 109 60 272

2 105 31 440

550

Каким должно быть штатное расписание и численность персонала медпункта?

Численность персонала медпункта устанавливается главным врачом соревнований с учетом рекомендуемых штатных нормативов медицинского персонала при проведении физкультурных и спортивных мероприятий. Нормативы приведены в приложении 12 к Приказу Минздравсоцразвития РФ № 613н. При расчете количества медицинских работников, участвующих в медицинском обеспечении соревнований, рекомендуется учитывать:

– количество мест тренировок и соревнований;
– количество зрительских мест;
– статистику обращаемости во время проведения предыдущих аналогичных соревнований (п. 7 приложения 10 к Приказу Мин­здравсоцразвития РФ № 613н).

Представим нормативы по штатной численности персонала в таблице:

Врачебный персонал

Врач по лечебной физкультуре (врач по спортивной медицине)

Из расчета 1 должность:

– на 50 спортсменов;
– на 1 медицинский пункт объекта спорта

Врач-терапевт

Из расчета 1 должность:

– на 100 спортсменов;
– на 1 медицинский пункт объекта спорта

Средний медицинский персонал

Медицинская сестра по массажу

Из расчета 1 должность на 10 спортсменов

Медицинская сестра

Из расчета 1 должность на 1 должность врача-специалиста

Бригады скорой медицинской помощи

Бригады скорой медицинской помощи

Из расчета 1 бригада на каждое место проведения соревнований

Главным врачом соревнований назначается специалист, соответствующий Квалификационным требованиям к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 07.07.2009 № 415н по специальности «лечебная физкультура и спортивная медицина» или «общественное здоровье и организация здравоохранения».

Что входит в функции главного врача медпункта?

Главный врач соревнований осуществляет следующие функции (п. 4 приложения 10 к Приказу Минздравсоцразвития РФ № 613н):

– осуществляет организацию оказания медицинской помощи при проведении спортивных соревнований;
– определяет количество медицинского персонала соревнований, график его работы на спортивных объектах во время проведения тренировок и соревнований;
– определяет перечень медицинских организаций, участвующих в оказании медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных соревнований;
– определяет необходимое число и состав бригад скорой медицинской помощи, порядок их работы;
– осуществляет руководство деятельностью медицинского персонала соревнований;
– осуществляет оценку санитарно-гигиенического состояния мест проведения соревнований и тренировок;
– осуществляет организацию работы медицинских помещений и их материально-техническое и лекарственное обеспечение;
– осуществляет организацию работ по сбору и вывозу медицинских отходов в соответствии с санитарными нормами и прави­лами;
– предоставляет информацию об организации оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных соревнований спортсменам, представителям команд;
– рассматривает жалобы на оказание медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных соревнований;
– рекомендует главному судье соревнований в случае угрозы жизни и здоровья спортсменов отменить или перенести соревнование;
– отстраняет по медицинским показаниям спортсмена от участия в соревновании (по решению медицинского комитета (врачебной бригады));
– организует ведение учетной и отчетной документации, предоставление отчетов об оказании медицинской помощи при проведении спортивных соревнований, направляет их главному судье соревнований, в территориальный орган управления здравоохранением, в территориальный врачебно-физкультурный диспансер.

Расходы на выплату заработной платы штатному персоналу медпункта отражаются в соответствии с Указаниями № 171н, № 65н по подстатьям ­КОСГУ:

– 211 «Заработная плата» – в части расходов на выплаты должностных окладов, ставок заработной платы, почасовой оплате и др.;
– 213 «Начисления на выплаты по оплате труда» – в части расходов на уплату страховых взносов во внебюджетные фонды.

Необходима ли лицензия на медицинскую деятельность?

При организации медпункта спортивному учреждению следует учитывать, что в соответствии с пп. 46 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон № 99-ФЗ) медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») относится к числу видов деятельности, для осуществления которых требуется лицензия, причем исключения для случая, когда указанная деятельность осуществляется для собственных нужд юридического лица, не предусмотрено. Согласно п. 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291, медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании:

– первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной) медицинской помощи;
– скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи;
– медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований;
– санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.

По действующему законодательству медицинская деятельность подлежит лицензированию независимо от того, связана она с выполнением работ и оказанием услуг третьим лицам (является для организации основным видом деятельности) либо работникам непосредственно самого учреждения. Лицензионные требования и условия для осуществления медицинской деятельности перечислены в п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности. Таким образом, вне зависимости от того, числится персонал медпункта в штате учреждения или привлекается на ином законном основании, для функционирования медпункта организации необходимо самостоятельно получить соответствующую лицензию на оказание медицинских услуг.

В соответствии с п. 2 Положения о лицензировании медицинской деятельности лицензирование медицинской деятельности осуществляют:

1) Росздравнадзор – в отношении:

– медицинских и иных организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук;
– медицинских и других организаций, подведомственных органам исполнительной власти субъектов РФ, за исключением медицинских организаций, находящихся с 1 января 2011 года по 31 декабря 2012 года включительно в муниципальной собственности;
– медицинских и иных организаций, осуществляющих деятельность по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи;

2) уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ в отношении:

– медицинских и иных организаций, подведомственных органам исполнительной власти субъектов РФ и находящихся с 1 января 2011 года по 31 декабря 2012 года включительно в муниципальной собственности, медицинских и других организаций муниципальной и частной систем здравоохранения, за исключением медицинских и иных организаций, осуществляющих деятельность по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи;
– медицинских и иных организаций, за исключением подведомственных федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук, а также медицинских и иных организаций, осуществляющих деятельность по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи, – с 1 января 2013 года;
– индивидуальных предпринимателей.

Для получения лицензии учреждение направляет или представляет в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором указывает виды работ (услуг), которые будут выполняться (оказываться) медпунктом, с приложением копий учредительных документов и документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии, и другие документы.

Для справки. Размер госпошлины установлен пп. 92 п. 1 ст. 333.33 НК РФ. В соответствии с ним за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием, взимаются следующие суммы:

– за предоставление лицензии – 6 000 руб.;
– за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, – 600 руб.;
– за выдачу дубликата, подтверждающего наличие лицензии, – 600 руб.

Юридическое лицо вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории РФ со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии. Предоставленная лицензия действует бессрочно (п. 2, 4 ст. 9 Федерального закона № 99-ФЗ).

Расходы, связанные с уплатой госпошлины, в соответствии с Указаниями № 171н, № 65н отражаются по статье 290 «Прочие расходы» ­КОСГУ.