Изменится порядок формирования и финансового обеспечения госзадания


Минфин подготовил проект постановления Правительства РФ, утверждающий новый порядок формирования и финансового обеспечения выполнения госзадания. Изменения, вводимые документом, касаются федеральных госучреждений. Высшими исполнительными органами государственной власти субъекта РФ, местными администрациями будут приняты свои подобные порядки. В серии публикаций мы рассмотрим, что влияет на размер финансирования, какие параметры будут учитываться при субсидировании, как бюджетникам подготовится к нововведениям.

В настоящий момент формирование госзадания в отношении федеральных госучреждений и финансовое обеспечение выполнения госзадания осуществляются в порядке, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 02.09.2010 № 671 (далее – Постановление № 671). Высшие исполнительные органы государственной власти субъекта РФ, местные администрации муниципальных образований тоже разработали порядки для подведомственных учреждений, на основе Постановления № 671.

Новый документ отменяет действие Постановления № 671, поэтому готовящиеся изменения коснутся не только работников федеральных учреждений, но и всех бюджетников.

Как формируется госзадание

Государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) федеральными учреждениями, учреждениями субъекта РФ, муниципальными учреждениями формируется в соответствии с ведомственными перечнямигосударственных (муниципальных) услуг и работ, оказываемых (выполняемых) государственными (муниципальными) учреждениями в качестве основных видов деятельности (далее – ведомственные перечни) при расчете объема финансового обеспечения на выполнение госзадания (п. 3 ст. 69.2 БК РФ). Причем в соответствии с п. 4 ст. 5 Закона № 252-ФЗ вышеуказанные положения применяются при формировании госзадания начиная с госзаданий заданий на 2016 год (то есть на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов).

В силу абз. 1 п. 3.1 ст. 69.2 БК РФ ведомственные перечни формируются и ведутся согласно базовым (отраслевым) перечнямгосударственных и муниципальных услуг и работ, утвержденным федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности (далее – федеральные органы исполнительной власти).

Особенности ведения базовых, ведомственных перечней и выдачи госзадания

Документ

Кто формирует

Суть

Базовые (отраслевые) перечни

Федеральные органы исполнительной власти

Определяются основные характеристики услуг (работ) и методики расчета норматива затрат на них

Ведомственные перечни

Учредители

Определяются учреждения, которые будут оказывать конкретные услуги, выполнять конкретные работы, устанавливаются характеристики конкретных услуг (работ) и нормативы затрат на конкретную услугу (работу)

Госзадание для учреждений

Учредители

Учреждению выдается госзадание на оказание услуг (выполнение работ), включенных в ведомственный перечень. В госзадании определены нормативы затрат с учетом поправочных коэффициентов.

Как госуслуга отражается в базовом и ведомственном перечне

Итак, в соответствии с поправками, внесенными Законом № 252-ФЗ в ст. 69.2 БК РФ два года назад, госзадание, на основании которого бюджетным учреждениям предоставляется субсидия, утверждается согласно ведомственным перечням (п. 3 ст. 69.2 БК РФ). В свою очередь, ведомственные перечни должны разрабатываться исходя из базового (отраслевого) перечня (абз. 1 п. 3.1 ст. 69.2 БК РФ).

Рассмотрим на примерах, как все это работает. Проанализируем одну из медицинских услуг – госуслугу «Санаторно-курортное лечение», включенную в Базовый (отраслевой) перечень государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) федеральными государственными учреждениями в сфере здравоохранения, обращения лекарственных средств (препаратов) для медицинского применения и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Наименование госуслуги (работы)

Категории потребителей госуслуги (работы)

4

Санаторно-курортное лечение

Физические лица, в том числе отдельные категории граждан, установленные законодательством РФ

В ведомственном перечне названная услуга расписана более подробно.

Наименование госуслуги (работы)

Категории потребителей госуслуги (работы)

Единицы измерения показателя объема (содержания) госуслуги (работы)

Показатели, характеризующие качество госуслуги

Наименования федеральных госучреждений (групп учреждений), оказывающих госуслугу

2

Санаторно-курортное лечение

Физические лица, в том числе отдельные категории граждан, установленные законодательством РФ

Койко-дни

1. Удовлетворенность потребителей оказанной госуслугой.
2. Доля инвалидов, получивших санаторно-курортное лечение, в общем числе пациентов, получивших санаторно-курортное лечение.
3. Доля пациентов, получивших санаторно-курортное лечение за отчетный период, в запланированном числе пациентов, нуждающихся в санаторно-курортном лечении

Медицинские, образовательные и научные организации, осуществляющие санаторно-курортное лечение

Как видите, ведомственный перечень в качестве характеристики услуги включает основные показатели объема и качества, по которым и рассчитывается финансирование, дает характеристики потребителей этой услуги и указывает учреждения, имеющие право на ее предоставление.

Мы рассмотрели пример, где услуга по своей сути осталась той же, но конкретизировалась. Однако бывает, что одна так называемая толстая услуга базового перечня в ведомственном превращается в несколько «тонких». Например, «Высокотехнологичная медицинская помощь, не включенная в базовую программу ОМС», из базового (основного) перечня (номер услуги – 1.4.2) в ведомственном перечне представлена 17 услугами, например акушерством и гинекологией, гематологией, онкологией, офтальмологией, сердечно-сосудистой хирургией и т. д.

Ведомственные перечни могут включать услуги или работы как из одного, так и из различных базовых (отраслевых перечней).Например, рассмотренный нами выше базовый (отраслевой) перечень не содержит услуги реализации образовательных программ, однако подобная «сложносоставная» услуга есть в ведомственном перечне. В ее состав входят услуги по реализации основных, дополнительных и профессиональных образовательных программ, а реализация профессиональных образовательных программ, в свою очередь, тоже делится по направлениям. Как данная услуга образования попала в ведомственный перечень, утвержденный Минздравом? Она содержится в Базовом (отраслевом) перечне государственных услуг (работ), оказываемых федеральными государственными организациями в сфере образования и науки, поэтому ее можно брать за основу при формировании ведомственного перечня.

Услуга, отраженная в ведомственном перечне, станет основой для формирования госзадания. Если услуга в перечень не включена, то госзадание на нее сформировать невозможно.

Порядок формирования и ведения перечней

Ведомственные перечни формируются, утверждаются и ведутся органами, осуществляющими полномочия учредителя. За создание базовых перечней отвечают федеральные министерства, формирующие политику в своей сфере.

Порядок формирования и ведения базовых (отраслевых) перечней, порядок формирования, ведения и утверждения ведомственных перечней зафиксирован в Постановлении Правительства РФ от 26.02.2014 № 151.

Основные положения указанного порядка:

– базовые (отраслевые) перечни являются закрытыми (то есть они отражают только те услуги, которые в них прописаны, наличие непрописанных услуг не подразумевается);
– базовые (отраслевые) перечни формируются и ведутся на www.budget.gov.ru, размещаются на www.bus.gov.ru;
– ведомственные перечни формируются и ведутся на www.budget.gov.ru, размещаются на www.bus.gov.ru и утверждаются правовым актом органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя;
– в ведомственных перечнях допускается дополнительная детализация показателей базовых (отраслевых) перечней с сохранением общей структуры кода.

Формирование перечней – достаточно объемная работа, которая уже ведется. На момент написания статьи (18.06.2015) утверждено 29 базовых (отраслевых) перечней. Введение нового норматива ускорит разработку и утверждение других базовых (отраслевых) перечней. Готовые перечни потребуют доработки: поправок и дополнений, которые должны быть сделаны в соответствии с утвержденными процедурами, поскольку базовый (отраслевой) перечень – огромный информационный базовый ресурс. Соответственно, изменятся и ведомственные перечни.

Порядок финансового обеспечения выполнения госзадания на оказание услуг на основе нормативных затрат

Scheme_5_RBO_0715.GIF

Приказ Минфина РФ от 26.03.2015 № 48н утвердил порядок направления предложений о внесении изменений в базовые (отраслевые) перечни. Предложения могут направлять учредители: государственные органы, органы государственной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителя бюджетных или автономных учреждений, главные распорядители бюджетных средств, в ведении которых находятся казенные учреждения. Если орган-учредитель не видит своих услуг, услуг подведомственного ему учреждения ни в одном из базовых (отраслевых) перечней, то он должен направить заявку, согласно установленному порядку. Нет услуги в перечне – нет госзадания на нее и нет, соответственно, финансирования. Бюджетные организации, предоставляющие или собирающиеся предоставлять услуги, не включенные ни в один из базовых перечней, должны своевременно проинформировать об этом своего учредителя, то есть позаботиться о финансовом обеспечении таких услуг.

Существует Письмо Минфина РФ от 30.04.2015 № 21-10-07/25518, которое, по сути, утверждает график направления в орган Федерального казначейства заявок на предоставление доступа к компонентам государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» и заявок о выдаче средств криптографической защиты информации.

Учредители должны проверить наличие «своих» услуг в базовом перечне

Подытожим сказанное. Поскольку в ведомственном перечне, являющемся основой для формирования госзадания, не может появиться услуга, которой нет в базовом (отраслевом) перечне, то учредителям необходимо в первую очередь проанализировать базовый (отраслевой) перечень и найти там «свои» услуги. Если их нет, то надо предпринять соответствующие действия, руководствуясь Приказом Минфина РФ № 48н и графиком согласования поправок, утвержденным Письмом Минфина РФ № 21-10-07/25518. На основании уточненного базового (отраслевого) перечня впоследствии будет формироваться соответствующий ведомственный перечень с детализацией каждой услуги.

При формировании базовых (отраслевых) перечней органам-учредителям, финансовым органам субъектов муниципальных образований необходимо будет посмотреть Приказ Минфина РФ № 174н, который устанавливает правила формирования (изменения) реестровых записей при формировании и ведении ведомственных перечней, то есть порядок проведения так называемой технической работы.

Изменятся форма и срок утверждения госзадания

После выхода постановления, утверждающего новый порядок формирования и финансового обеспечения выполнения госзадания, субъекты РФ должны будут проанализировать постановление и при необходимости привести свои акты в соответствие со ст. 69 БК РФ. Как примерную форму поправок можно будет использовать новую редакцию порядка формирования финобеспечения выполнения госзадания для федеральных госучреждений.

Постановлением Правительства РФ № 671 была утверждена форма госзадания. Нововведения данную форму существенно меняют – госзадание превращается в своеобразный информационный ресурс. Показателей станет больше, они будут детализированнее. Однако предполагается, что заполнять форму станет проще благодаря функциям электронного документа. Форма госзадания будет формироваться в электронном виде в информационной системе Минфина.

Соответственно, изменится срок утверждения госзадания: он будет сокращен с одного месяца до 15 дней с момента доведения лимита бюджетных обязательств на предоставление субсидий на выполнение госзадания. А распределение показателей объема государственных услуг (работ), утвержденного для госучреждения, между созданным им в установленном порядке обособленными отделениями будет осуществляться не позднее 10 рабочих дней со дня утверждения госзадания такому учреждению. В новом порядке речь идет о федеральных учреждениях, однако он будет взят за основу для других, поэтому учреждениям субъектов РФ и муниципалитетов, имеющим обособленные подразделения, их учредителям надо учесть данное изменение.

В следующих номерах более подробно рассмотрим новую форму госзадания и разберем особенности его финансирования.