Минфин подготовил проект постановления Правительства РФ, утверждающий новый порядок формирования и финансового обеспечения выполнения госзадания. Изменения, вводимые документом, касаются федеральных госучреждений. Высшими исполнительными органами государственной власти субъекта РФ, местными администрациями будут приняты свои подобные порядки. В серии публикаций мы рассмотрим, что влияет на размер финансирования, какие параметры будут учитываться при субсидировании, как бюджетникам подготовится к нововведениям.
В настоящий момент формирование госзадания в отношении федеральных госучреждений и финансовое обеспечение выполнения госзадания осуществляются в порядке, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 02.09.2010 № 671 (далее – Постановление № 671). Высшие исполнительные органы государственной власти субъекта РФ, местные администрации муниципальных образований тоже разработали порядки для подведомственных учреждений, на основе Постановления № 671.
Новый документ отменяет действие Постановления № 671, поэтому готовящиеся изменения коснутся не только работников федеральных учреждений, но и всех бюджетников.
Как формируется госзадание
Государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) федеральными учреждениями, учреждениями субъекта РФ, муниципальными учреждениями формируется в соответствии с ведомственными перечнямигосударственных (муниципальных) услуг и работ, оказываемых (выполняемых) государственными (муниципальными) учреждениями в качестве основных видов деятельности (далее – ведомственные перечни) при расчете объема финансового обеспечения на выполнение госзадания (п. 3 ст. 69.2 БК РФ). Причем в соответствии с п. 4 ст. 5 Закона № 252-ФЗ вышеуказанные положения применяются при формировании госзадания начиная с госзаданий заданий на 2016 год (то есть на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов).
В силу абз. 1 п. 3.1 ст. 69.2 БК РФ ведомственные перечни формируются и ведутся согласно базовым (отраслевым) перечнямгосударственных и муниципальных услуг и работ, утвержденным федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности (далее – федеральные органы исполнительной власти).
Особенности ведения базовых, ведомственных перечней и выдачи госзадания
Документ |
Кто формирует |
Суть |
Базовые (отраслевые) перечни |
Федеральные органы исполнительной власти |
Определяются основные характеристики услуг (работ) и методики расчета норматива затрат на них |
Ведомственные перечни |
Учредители |
Определяются учреждения, которые будут оказывать конкретные услуги, выполнять конкретные работы, устанавливаются характеристики конкретных услуг (работ) и нормативы затрат на конкретную услугу (работу) |
Госзадание для учреждений |
Учредители |
Учреждению выдается госзадание на оказание услуг (выполнение работ), включенных в ведомственный перечень. В госзадании определены нормативы затрат с учетом поправочных коэффициентов. |
Как госуслуга отражается в базовом и ведомственном перечне
Итак, в соответствии с поправками, внесенными Законом № 252-ФЗ в ст. 69.2 БК РФ два года назад, госзадание, на основании которого бюджетным учреждениям предоставляется субсидия, утверждается согласно ведомственным перечням (п. 3 ст. 69.2 БК РФ). В свою очередь, ведомственные перечни должны разрабатываться исходя из базового (отраслевого) перечня (абз. 1 п. 3.1 ст. 69.2 БК РФ).
Рассмотрим на примерах, как все это работает. Проанализируем одну из медицинских услуг – госуслугу «Санаторно-курортное лечение», включенную в Базовый (отраслевой) перечень государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) федеральными государственными учреждениями в сфере здравоохранения, обращения лекарственных средств (препаратов) для медицинского применения и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
№ |
Наименование госуслуги (работы) |
Категории потребителей госуслуги (работы) |
4 |
Санаторно-курортное лечение |
Физические лица, в том числе отдельные категории граждан, установленные законодательством РФ |
В ведомственном перечне названная услуга расписана более подробно.
№ |
Наименование госуслуги (работы) |
Категории потребителей госуслуги (работы) |
Единицы измерения показателя объема (содержания) госуслуги (работы) |
Показатели, характеризующие качество госуслуги |
Наименования федеральных госучреждений (групп учреждений), оказывающих госуслугу |
2 |
Санаторно-курортное лечение |
Физические лица, в том числе отдельные категории граждан, установленные законодательством РФ |
Койко-дни |
1. Удовлетворенность потребителей оказанной госуслугой. |
Медицинские, образовательные и научные организации, осуществляющие санаторно-курортное лечение |
Как видите, ведомственный перечень в качестве характеристики услуги включает основные показатели объема и качества, по которым и рассчитывается финансирование, дает характеристики потребителей этой услуги и указывает учреждения, имеющие право на ее предоставление.
Мы рассмотрели пример, где услуга по своей сути осталась той же, но конкретизировалась. Однако бывает, что одна так называемая толстая услуга базового перечня в ведомственном превращается в несколько «тонких». Например, «Высокотехнологичная медицинская помощь, не включенная в базовую программу ОМС», из базового (основного) перечня (номер услуги – 1.4.2) в ведомственном перечне представлена 17 услугами, например акушерством и гинекологией, гематологией, онкологией, офтальмологией, сердечно-сосудистой хирургией и т. д.
Ведомственные перечни могут включать услуги или работы как из одного, так и из различных базовых (отраслевых перечней).Например, рассмотренный нами выше базовый (отраслевой) перечень не содержит услуги реализации образовательных программ, однако подобная «сложносоставная» услуга есть в ведомственном перечне. В ее состав входят услуги по реализации основных, дополнительных и профессиональных образовательных программ, а реализация профессиональных образовательных программ, в свою очередь, тоже делится по направлениям. Как данная услуга образования попала в ведомственный перечень, утвержденный Минздравом? Она содержится в Базовом (отраслевом) перечне государственных услуг (работ), оказываемых федеральными государственными организациями в сфере образования и науки, поэтому ее можно брать за основу при формировании ведомственного перечня.
Услуга, отраженная в ведомственном перечне, станет основой для формирования госзадания. Если услуга в перечень не включена, то госзадание на нее сформировать невозможно.
Порядок формирования и ведения перечней
Ведомственные перечни формируются, утверждаются и ведутся органами, осуществляющими полномочия учредителя. За создание базовых перечней отвечают федеральные министерства, формирующие политику в своей сфере.
Порядок формирования и ведения базовых (отраслевых) перечней, порядок формирования, ведения и утверждения ведомственных перечней зафиксирован в Постановлении Правительства РФ от 26.02.2014 № 151.
Основные положения указанного порядка:
– базовые (отраслевые) перечни являются закрытыми (то есть они отражают только те услуги, которые в них прописаны, наличие непрописанных услуг не подразумевается);
– базовые (отраслевые) перечни формируются и ведутся на www.budget.gov.ru, размещаются на www.bus.gov.ru;
– ведомственные перечни формируются и ведутся на www.budget.gov.ru, размещаются на www.bus.gov.ru и утверждаются правовым актом органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя;
– в ведомственных перечнях допускается дополнительная детализация показателей базовых (отраслевых) перечней с сохранением общей структуры кода.
Формирование перечней – достаточно объемная работа, которая уже ведется. На момент написания статьи (18.06.2015) утверждено 29 базовых (отраслевых) перечней. Введение нового норматива ускорит разработку и утверждение других базовых (отраслевых) перечней. Готовые перечни потребуют доработки: поправок и дополнений, которые должны быть сделаны в соответствии с утвержденными процедурами, поскольку базовый (отраслевой) перечень – огромный информационный базовый ресурс. Соответственно, изменятся и ведомственные перечни.
Порядок финансового обеспечения выполнения госзадания на оказание услуг на основе нормативных затрат
Приказ Минфина РФ от 26.03.2015 № 48н утвердил порядок направления предложений о внесении изменений в базовые (отраслевые) перечни. Предложения могут направлять учредители: государственные органы, органы государственной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителя бюджетных или автономных учреждений, главные распорядители бюджетных средств, в ведении которых находятся казенные учреждения. Если орган-учредитель не видит своих услуг, услуг подведомственного ему учреждения ни в одном из базовых (отраслевых) перечней, то он должен направить заявку, согласно установленному порядку. Нет услуги в перечне – нет госзадания на нее и нет, соответственно, финансирования. Бюджетные организации, предоставляющие или собирающиеся предоставлять услуги, не включенные ни в один из базовых перечней, должны своевременно проинформировать об этом своего учредителя, то есть позаботиться о финансовом обеспечении таких услуг.
Существует Письмо Минфина РФ от 30.04.2015 № 21-10-07/25518, которое, по сути, утверждает график направления в орган Федерального казначейства заявок на предоставление доступа к компонентам государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» и заявок о выдаче средств криптографической защиты информации.
Учредители должны проверить наличие «своих» услуг в базовом перечне
Подытожим сказанное. Поскольку в ведомственном перечне, являющемся основой для формирования госзадания, не может появиться услуга, которой нет в базовом (отраслевом) перечне, то учредителям необходимо в первую очередь проанализировать базовый (отраслевой) перечень и найти там «свои» услуги. Если их нет, то надо предпринять соответствующие действия, руководствуясь Приказом Минфина РФ № 48н и графиком согласования поправок, утвержденным Письмом Минфина РФ № 21-10-07/25518. На основании уточненного базового (отраслевого) перечня впоследствии будет формироваться соответствующий ведомственный перечень с детализацией каждой услуги.
При формировании базовых (отраслевых) перечней органам-учредителям, финансовым органам субъектов муниципальных образований необходимо будет посмотреть Приказ Минфина РФ № 174н, который устанавливает правила формирования (изменения) реестровых записей при формировании и ведении ведомственных перечней, то есть порядок проведения так называемой технической работы.
Изменятся форма и срок утверждения госзадания
После выхода постановления, утверждающего новый порядок формирования и финансового обеспечения выполнения госзадания, субъекты РФ должны будут проанализировать постановление и при необходимости привести свои акты в соответствие со ст. 69 БК РФ. Как примерную форму поправок можно будет использовать новую редакцию порядка формирования финобеспечения выполнения госзадания для федеральных госучреждений.
Постановлением Правительства РФ № 671 была утверждена форма госзадания. Нововведения данную форму существенно меняют – госзадание превращается в своеобразный информационный ресурс. Показателей станет больше, они будут детализированнее. Однако предполагается, что заполнять форму станет проще благодаря функциям электронного документа. Форма госзадания будет формироваться в электронном виде в информационной системе Минфина.
Соответственно, изменится срок утверждения госзадания: он будет сокращен с одного месяца до 15 дней с момента доведения лимита бюджетных обязательств на предоставление субсидий на выполнение госзадания. А распределение показателей объема государственных услуг (работ), утвержденного для госучреждения, между созданным им в установленном порядке обособленными отделениями будет осуществляться не позднее 10 рабочих дней со дня утверждения госзадания такому учреждению. В новом порядке речь идет о федеральных учреждениях, однако он будет взят за основу для других, поэтому учреждениям субъектов РФ и муниципалитетов, имеющим обособленные подразделения, их учредителям надо учесть данное изменение.
В следующих номерах более подробно рассмотрим новую форму госзадания и разберем особенности его финансирования.