Выполняем требования по оснащению автотранспорта тахографами


В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» учреждения здравоохранения, как и другие организации, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны оснащать их техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, режиме труда и отдыха водителей (тахографами).

На основании п. 1 Постановления Правительства РФ от 23.11.2012 № 1213 «О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правилах их использования, обслуживания и контроля их работы» требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, правила их использования, обслуживания и контроля их работы утверждаются Минтрансом по согласованию с ФСБ и МВД. Порядок оснащения транспортных средств тахографами устанавливается Минтрансом.

С 01.04.2013 указанные требования установлены Приказом Минтранса РФ от 13.02.2013 № 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства» (далее – Приказ № 36).

Для справки: согласно п. 2 Приказа № 36 использование данных технических средств контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, установленных на транспортных средствах до 01.04.2013, допускается до даты очередной калибровки (проверки) указанных технических средств, но не позднее 01.04.2015.

Какие виды транспорта учреждений здравоохранения должны быть оборудованы тахографами?

В силу приложения 2 к Приказу № 36 тахографами оснащаются следующие виды и категории транспортных средств:

– транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 т (категория M2);
– транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 т (категория M3);
– транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу свыше 3,5 т, но не более 12 т (категория N2);
– транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу более 12 т (категория N3).

Как видим, обязательному оснащению тахографами подлежит не весь автотранспорт учреждений здравоохранения. Так, например, автомобили скорой помощи на базе автомобиля ГАЗ-3221 в зависимости от типа и комплектации вмещают до девяти человек. При этом предусмотрены следующие варианты:

– восемь медицинских работников + водитель + больной;
– семь медицинских работников + водитель + больной;
– четыре медицинских работника + водитель + больной.

Исходя из установленных требований, оборудовать тахографом автомобиль скорой помощи необходимо только в первом варианте.

Отметим, что согласно Приказу № 36 транспортные средства категорий М2, М3, N2, N3 подлежат обязательному оснащению тахографами независимо от типа совершаемых перевозок (коммерческие либо некоммерческие).

Можно ли установить тахограф самостоятельно?

Согласно п. 2 приложения 4 к Приказу № 36 деятельность по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту устанавливаемых на транспортных средствах тахографов должна осуществляться мастерскими, сведения о которых учтены ФБУ «Росавтотранс» в перечне мастерских. Таким образом, установить тахограф самостоятельно нельзя. Сведения о мастерских, осуществляющих деятельность по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту устанавливаемых на транспортных средствах тахографов, можно получить на официальном сайте Рос­автотранса (http://rosavtotransport.ru/) в разделе «Система тахографического контроля РФ».

Кроме того, отметим, что обслуживание установленного на транспортном средстве неактивизированного тахографа включает:

– ввод с использованием специализированного оборудования идентификационных данных транспортного средства и установочных параметров в тахограф;
– аутентификацию тахографом карты мастерской и карты предприятия и его автоматическую активизацию;
– передачу тахографом в автоматическом режиме в блок СКЗИ тахографа идентификационных данных транспортного средства;
– сохранение блоком СКЗИ тахографа идентификационных данных транспортного средства в энергонезависимой памяти;
– запись на карту мастерской данных для создания квалифицированного сертификата ключа блока СКЗИ тахографа;
– направление запроса в аккредитованный удостоверяющий центр и ФБУ «Росавтотранс» на выпуск квалифицированного сертификата ключа блока СКЗИ тахографа;
– запись на карту мастерской квалифицированного сертификата ключа блока СКЗИ тахографа;
– ввод через тахограф с карты мастерской в блок СКЗИ тахографа квалифицированного сертификата ключа блока СКЗИ тахографа после ввода PIN-кода и аутентификации карты мастерской;
– проверку функционирования тахографа, включая выполнение им функции разграничения доступа к данным;
– направление в ФБУ «Росавтотранс» сведений о тахографе и блоке СКЗИ тахографа для учета в соответствующих перечнях.

Техническое обслуживание тахографа включает:

– проверку правильности функционирования тахографа и точности его показаний;
– корректировку показаний времени с учетом часовых поясов;
– корректировку текущего показания счетчика пробега;
– регулировку устройства ограничения скорости;
– обновление или подтверждение других параметров, в том числе постоянной тахографа (k), характеристического коэффициента транспортного средства (w), эффективной окружности шин колес (l), размера шин, регистрационного номера транспортного средства (VRN).

Какие требования предъявляются к тахографам?

Требования к тахографам установлены в приложении 1 к Приказу № 36. Согласно п. 2 указанного приложения в состав тахографа входят бортовое устройство и следующие внешние компоненты:

1) карты тахографа;
2) датчик движения;
3) антенна для приема сигналов глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS (далее – ГНСС);
4) антенна для приема и передачи сигналов GSM/GPRS (в случае включения в состав бортового устройства связного модуля);
5) комплект монтажных частей для соединения компонентов тахографа и их установки на транспортном средстве.

При этом бортовое устройство должно иметь защищенный от вскрытия опломбированный корпус и содержащиеся внутри него:

– устройство обработки данных;
– программное обеспечение для устройства обработки данных, записанное на электронные носители информации;
– программно-аппаратное шифровальное (криптографическое) средство (далее – блок СКЗИ тахографа), реализующее алгоритмы криптографического преобразования информации и обеспечивающее аутентификацию, регистрацию информации в некорректируемом виде в защищенной памяти, хранение информации ограниченного доступа, используемой для создания и проверки электронной подписи, и аутентифицирующей информации, преобразование сигналов ГНСС в данные о текущем времени и координатах местоположения транспортного средства в некорректируемом виде;
– блок памяти бортового устройства для хранения данных, не требующих регистрации в некорректируемом виде;
– связной модуль;
– датчики ускорения (необходимость их установки определяется организацией – изготовителем тахографа);
– два устройства ввода карт (считывающие устройства);
– средство отображения информации (дисплей);
– печатающее устройство;
– кнопку аварийной ситуации (в случае включения в состав бортового устройства связного модуля);
– средства визуального и звукового предупреждения;
– разъем для выполнения сервисных функций, загрузки (выгрузки) данных;
– разъемы для подключения бортового устройства к транспортному средству;
– разъем для подключения к бортовому устройству антенны для приема сигналов ГНСС;
– разъем для подключения к бортовому устройству антенны для приема и передачи сигналов GSM/GPRS (в случае включения в состав бортового устройства связного модуля);
– слот для SIM-карты (необходимость его наличия в составе бортового устройства определяется организацией – изготовителем тахографа);
– средства ввода информации в тахограф (клавиатуру).

Каковы особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей?

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей, работающих по трудовому договору на автомобилях, регламентированыПриказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей» (далее – Положение № 15).

В соответствии с п. 7 Положения № 15 нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю. Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать восьми часов, а для тех, кто работает по календарю шести­дневной рабочей недели с одним выходным днем, – семи часов.

Напомним, что привлечение водителя к работе в выходной день может производиться в случаях, предусмотренных ст. 113 ТК РФ, с его письменного согласия по письменному распоряжению работодателя, а в других случаях – с его письменного согласия по письменному распоряжению работодателя и с учетом мнения представительного органа работников.

Какова ответственность за использование транспортных средств без технического средства контроля?

В соответствии с ч. 1 ст. 11.23 КоАП РФ управление транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, режиме труда и отдыха водителя (тахографа), если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством РФ, а также с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или не соответствующим установленным требованиям тахографом, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, а равно с нарушением установленных правил использования тахографа (включая блокирование, корректировку, модификацию или фальсификацию регистрируемой им информации) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 000 до 3 000 руб., а на должностных лиц – от 5 000 до 10 000 руб.

Как отразить в бухгалтерском учете расходы на установку тахографа?

В соответствии с п. 38 Инструкции № 157н материальные объекты имущества независимо от их стоимости со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения при выполнении им работ, оказании услуг, осуществления государственных полномочий (функций) либо для управленческих нужд учреждения, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, принимаются к учету в качестве основных средств.

Объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы (п. 41 Инструкции № 157н).

Комплекс конструктивно сочлененных предметов – это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, в результате чего каждый входящий в него предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно. Согласно п. 45 Инструкции № 157н единицей учета основных средств является инвентарный объект также со всеми приспособлениями и принадлежностями, или отдельный конструктивно обособленный предмет, или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов.

В случае наличия у одного конструктивно сочлененного объекта нескольких частей – основных средств, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект. Если по комплексу конструктивно сочлененных объектов, состоящих из нескольких предметов, установлен общий для всех объектов срок полезного использования, указанный объект учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

Согласно п. 44 Инструкции № 157н сроком полезного использования объекта основных средств является период, в течение которого предусматривается использование в процессе деятельности учреждения объекта нефинансовых активов в тех целях, ради которых он был приобретен, создан и (или) получен (в запланированных целях). Срок полезного использования объектов нефинансовых активов в целях принятия к учету в составе основных средств и начисления амортизации определяется исходя:

– из информации, содержащейся в законодательстве РФ, устанавливающем сроки полезного использования имущества в целях начисления амортизации. По объектам основных средств, включенным согласно Постановлению Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 «ОКлассификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» (далее – Классификация основных средств) в амортизационные группы с 1-й по 9-ю, срок полезного использования определяется по наибольшему сроку, установленному для указанных амортизационных групп. По тем же объектам, которые включены в 10-ю амортизационную группу, срок полезного использования рассчитывается исходя из единых норм амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, утвержденныхПостановлением Совета Министров СССР от 22.10.1990 № 1072;

– из рекомендаций, содержащихся в документах производителя, входящих в комплектацию объекта имущества, при отсутствии в законодательстве РФ норм, устанавливающих сроки полезного использования имущества в целях начисления амортизации, в случае отсутствия информации в законодательстве РФ и документах производителя – на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов, принятого с учетом:

а) ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
б) ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации, естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;
в) нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта;
г) гарантийного срока использования объекта;
д) сроков фактической эксплуатации и ранее начисленной суммы амортизации – для объектов, безвозмездно полученных от учреждений, государственных и муниципальных организаций.

В соответствии с Классификацией основных средств аппаратура и приборы для измерения параметров движения, включая тахометры и скоростемеры (код 14 3314020), относятся к 4-й амортизационной группе со сроком полезного использования от пяти до семи лет включительно.

С учетом вышеизложенного, а также на основании требований п. 45 Инструкции № 157н, если по комплексу конструктивно со­члененных объектов, состоящих из нескольких предметов, установлен общий для всех объектов срок полезного использования, указанный объект учитывается как самостоятельный инвентарный объект на счетах:

– 101 24 000 «Машины и оборудование – особо ценное движимое имущество учреждения»;
– 101 34 000 «Машины и оборудование – иное движимое имущество учреждения».

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденными Приказом Минфина РФ от 21.12.2012 № 171н, расходы учреждений на установку тахографов следует отражать по статье 310«Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ. Если же тахограф приобретается в одной организации, а устанавливает его другая компания, расходы на его установку (монтаж) следует отражать по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

Пример 1.

Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть № 1» заключило договор на поставку технических средств контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха (автомобильных тахографов) с последующей их установкой на автомобилях учреждения на общую сумму 275 000 руб. Условиями договора предусмотрена уплата аванса в размере 30% стоимости договора. Оплата по договору произведена за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности.

В бухгалтерском учете учреждения были сделаны следующие записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Перечислен аванс в размере 30% стоимости договора

2 206 31 560

2 201 11 610
18

82 500

Отражена стоимость приобретенных тахографов

2 106 х1 310

2 302 31 730

275 000

Произведен зачет ранее перечисленного аванса

2 302 31 830

2 206 31 660

82 500

Произведен окончательный расчет с поставщиком

2 302 31 830

2 201 11 610
18

192 500

Приняты к учету тахографы

2 101 х4 310

2 106 х1 310

275 000

Пример 2.

Государственное казенное учреждение здравоохранения N области «Городская больница скорой медицинской помощи» заключило государственные контракты с ООО «Актив» на поставку тахографов на сумму 105 000 руб., а также с ООО «Пассив» на установку тахографов на автомобилях учреждения на сумму 50 000 руб. Уплата авансов заключенными контрактами не предусмотрена. Оплата по договору произведена за счет средств бюджета субъекта РФ.

В бухгалтерском учете учреждения были сделаны следующие записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Отражена стоимость приобретенных тахографов

1 106 31 310

1 302 31 730

105 000

Погашена задолженность перед поставщиком

1 302 31 830

1 304 05 310

105 000

Приняты к учету расходы на установку (монтаж) тахографов

1 106 31 310

1 302 26 730

50 000

Погашена задолженность за установку (монтаж) тахографов

1 302 26 830

1 304 05 226

50 000

Приняты к учету тахографы

1 101 34 310

1 106 31 310

155 000