Отчитываемся перед ПФР по новым правилам


Не секрет, что отчет перед пенсионным фондом – одна из наиболее сложных задач для бухгалтера. Ведь нужно представить не только информацию по всей организации в целом, но и персонифицированные сведения по каждому сотруднику учреждения физической культуры и спорта. С 2014 года порядок представления данных сведений изменился, что связано с обновлением самой отчетности страхователей. Хотя кардинальных поправок немного, они все же есть, и, чтобы избежать ошибок в применении новшеств и потери драгоценного времени, предлагаем вместе разобрать вопросы, связанные с представлением отчетности в ПФР.

2013 – по отдельности, а 2014 – два в одном

Такое необычное название раздела связано с тем, что отчетность по сотрудникам бывает двух видов: общая и индивидуальная (персонифицированная). Первый вид отчетности предназначен для проверки полноты уплаты страхователем страховых взносов исходя из совокупности выплат и вознаграждений в пользу работников, являющихся застрахованными лицами. Для определения выплат, формирующих страховое пенсионное обеспечение последних, предусмотрен второй вид отчетности. В принципе, информация в двух видах отчетности должна совпадать. Однако несоответствие сумм, указанных в общей и индивидуальной отчетности, само по себе не является достаточным основанием для вывода о представлении недостоверных сведений, а также для осуществления учета застрахованных лиц (постановления ФАС СЗО от 29.08.2013 № А56-64101/2012ФАС ЗСО от 15.07.2011 № А27-16478/2010).

С 2014 года судиться с инспекторами ПФР и не понадобится: вводится единая форма отчетности, которая позволит плательщикам страховых взносов обеспечить представление информации о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом по организации и сведений персонифицированного учета по застрахованным лицам, исключая их несоответствие. Новшество следует из нового абзаца п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ. Согласно ему сведения индивидуального (персонифицированного) учета страхователь представляет в составе общего расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. Данное правило введено Федеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ. Он вносит изменения в различные правовые акты в связи с принятиемФедерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ. Документ не только вводит новую процедуру, но и устанавливает размер дополнительных тарифов страховых взносов в зависимости от классов условий труда. Они определяются на основе специальной оценки условий труда. Использование ее результатов для проведения различных мероприятий в сфере охраны труда упрощено.

Еще одна причина совмещения нескольких видов отчетности в одну – это новшество Федерального закона от 04.12.2013 № 351-ФЗ, вводящего единый расчетный документ для уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (начиная с 2014 года), ведь у застрахованных лиц появилась возможность выбора варианта пенсионного обеспечения, на основании чего единый платеж и делится между различными частями финансирования пенсии.

Итак, единая форма отчетности в ПФР объединила в себе отчетность по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование в целом по организации и сведения индивидуального персонифицированного учета по каждому застрахованному лицу. Переход к единой форме отчетности осуществлен для снижения административной нагрузки на плательщиков страховых взносов. Чиновники надеются на то, что для страхователей будет обеспечено более удобное формирование и представление отчетности, а также созданы комфортные условия взаимодействия плательщиков страховых взносов со страховщиком. Первый отчетный период, по которому страхователи будут отчитываться по новой форме отчетности, – I квартал 2014 года. Единая отчетность проверяется единым программным комплексом, по итогам проверки формируется единый протокол для плательщика страховых взносов, отражающий правильность заполнения данной отчетности.

Какая она, новая универсальная отчетность?

В начале года Правление Пенсионного фонда своим Постановлением от 16.01.2014 № 2п утвердило новую форму расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование (форма РСВ-1 ПФР). По ней нужно отчитаться за I квартал 2014 года. Для общего ознакомления выделим разделы, который включает новая форма сводной отчетности страхователя-учреждения:

– титульный лист;
– раздел 1 «Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам»;
– раздел 2 «Расчет страховых взносов по тарифу и по дополнительному тарифу»;
– раздел 3 «Расчет соответствия условий на право применения пониженного тарифа для уплаты страховых взносов»;
– раздел 4 «Суммы доначисленных взносов с начала расчетного периода»;
– раздел 5 «Сведения, необходимые для освобождения от страховых взносов выплат в образовательных организациях» (название переформулировано автором в целях понимания);
– раздел 6 «Сведения о сумме выплат и иных вознаграждений и страховом стаже застрахованного лица».

Для большинства учреждений физической культуры и спорта обязательными для заполнения являются титульный лист, разделы 1, 2, 6. Что касается оставшихся разделов (3, 4 и 5), они заполняются только теми, кто пользуется пониженными тарифами, кому доначислены взносы и кто имеет статус образовательных организаций, имеющих право не рассчитывать взносы с выплат и вознаграждений в пользу обучающихся в силу п. 1 ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее – Закон о страховых взносах). Ознакомимся с отдельными разделами новой формы РСВ-1 ПФР, исключая титульный лист, так как его заполнение связано больше с организационно-правовыми вопросами.

Раздел 1

В данном разделе производится общий по организации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам. Проще всего дело обстоит со взносами на обязательное медицинское страхование, которые уплачиваются по установленному тарифу и распределяются в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Для таких взносов предназначена одна колонка, и по ним ничего делить не нужно, в отличие от взносов на обязательное пенсионное страхование.

Взносы в ПФР делятся на взносы по основному и дополнительному тарифу. В свою очередь, основной тариф разбивается на взносы, относящиеся к 2014 году, и на взносы, относящиеся к периоду 2010 – 2013 гг. Последние делятся между страховой и накопительной частью. В связи с тем, что расчет представляется за 2014 год, за прошлые периоды показываются только остаток (задолженность или переплата) и данные о том, сколько было доначислено взносов за прошлые годы.

По 2014 году отражается уплата страховых взносов за этот период единым расчетным документом без выделения страховой и накопительной части (уплата на КБК страховой части). Это следует из Федерального закона № 351-ФЗ, который ввел новую ст. 22.2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ: уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (начиная с расчетного периода 2014 года) осуществляется единым расчетным документом, направляемым в Пенсионный фонд на соответствующие счета Федерального казначейства, с применением кода бюджетной классификации, предназначенного для учета страховых взносов, перечисляемых на выплату страховой части трудовой пенсии.

Раздел 2

Данный раздел посвящен расчету страховых взносов, и начать ознакомление с ним нужно с поля для указания кода тарифа. В приложении 1 к порядку заполнения формы расчета РСВ-1 ПФР есть таблица, где прописаны все возможные коды плательщиков страховых взносов. Для использования бухгалтерами учреждений физической культуры и спорта подойдет код 01, который применяется плательщиками страховых взносов, находящимися на общей системе налогообложения и применяющими основной тариф страховых взносов. Все остальные коды тарифов предназначены для отдельных категорий страхователей, имеющих права на льготы по страхованию, к ним учреждения физической культуры и спорта не относятся.

Раздел 2 объемный и включает несколько подразделов, а именно расчет страховых взносов:

– по основному тарифу на пенсионное и медицинское страхование (подраздел 2.1);
– по дополнительному тарифу для лиц на работах, которые дают право на назначение досрочной пенсии (ч. 1, 2 ст. 58.3 Закона о страховых взносах, пп. 1 – 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ) (подразделы 2.2 и 2.3);
– по дополнительным тарифам по результатам проведения специальной оценки условий труда (подраздел 2.4).

Все эти подразделы заполняются в совокупности, если у учреждения есть работники, за которых страховые взносы уплачиваются по дополнительному тарифу. Причем начинать следует с подраздела 2.4, который заполняется либо на основании результатов аттестации рабочих мест, либо результатов специальной оценки труда, либо и того, и другого. Сам подраздел разбит по классам (подклассам) условий труда, по которым применяются соответствующие дополнительные тарифы. В подразделе 2.4 выделены такие классы условий труда, как «вредный» и «опасный». Если по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда установлен класс опасности «допустимый» или «оптимальный», то заполнять по нему следует подраздел 2.2 или 2.3 (соответственно).

На заметку: при применении дополнительных тарифов объект обложения страховыми взносами тот же, что и при применении общих тарифов (Письмо Минтруда РФ от 29.05.2013 № 17-3/877).

Завершает раздел 2 подраздел 2.5, где указываются сведения по пачкам документов, содержащих расчет сумм начисленных взносов в отношении застрахованных лиц. Этот подраздел заполняется плательщиками страховых взносов, заполнившими раздел 6. Не будем углубляться в заполнение подразделов, для разъяснения этого есть приложение 2 к Постановлению Правления ПФР № 2п, в котором представлен порядок заполнения формы РСВ-1 ПФР. Наша задача – дать общее представление о том, что представляет собой новая отчетность в ПФР.

Раздел 3

В названном разделе приводится расчет соответствия условий на право применения пониженного тарифа для уплаты страховых взносов. Он включает несколько подразделов, но ни один из них не подходит под правовой статус и деятельность учреждений физической культуры и спорта, даже наиболее близкий для нашей ситуации подраздел 3.6. Он заполняется некоммерческими организациями (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), применяющими упрощенную систему налогообложения и осуществляющими деятельность в области социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального). Исключение государственных (муниципальных) учреждений не дает учреждениям физической культуры и спорта воспользоваться пониженным тарифом.

Раздел 4

Данный раздел предназначен для подробного отражения доначисления страховых взносов, которые итоговым результатом указываются в разделе 1. Страхователь может отразить в разделе 4 несколько доначислений. Это не только суммы, доначисленные по актам проверок (камеральной и (или) выездной), по которым в отчетном периоде вступили в силу решения о привлечении к ответственности плательщиков страховых взносов. В разделе 4 есть место для отражения сумм самостоятельно доначисленных страховых взносов в случае выявления факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы страховых взносов за предыдущие отчетные периоды. Причем можно не заполнять раздел 4, если страхователь заполнит и представит в орган контроля уточненный расчет по форме РСВ-1 ПФР.

Остается добавить, что раздел 4 введен не случайно. Как ожидается, его заполнение поможет упростить внесение изменений в ранее представленные в ПФР расчеты за предыдущие годы.

Раздел 5

Информация о заполнении названного раздела учреждениям физической культуры и спорта вряд ли понадобится. Он представляется плательщиками взносов, производящими выплаты и вознаграждения в пользу обучающихся в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде. Указанные выплаты на основании пп. 1 п. 3 ст. 9 Закона о страховых взносах не учитываются при исчислении таких взносов. Данная ситуация больше применима к учреждениям образования, а не к учреждениям физической культуры и спорта. Последние чаще отправляют своих воспитанников на спортивные сборы, а не в студенческие отряды.

Раздел 6

Поименованный раздел в форме РСВ-1 ПФР есть не что иное, как «довесок» в виде индивидуальных (персонифицированных) сведений по работникам страхователя. Раздел 6 формируется в пачки. Пачка сведений описью не сопровождается. Для этого есть подраздел 2.5 расчета. Сведения о сумме выплат и иных вознаграждений и страховом стаже застрахованного лица включают следующие данные:

– сведения о застрахованном лице (подраздел 6.1);
– отчетный период (подраздел 6.2);
– тип корректировки сведений (подраздел 6.3);
– информацию о сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физического лица (подраздел 6.4);
– cведения о начисленных страховых взносах (подраздел 6.5);
– информацию о корректирующих сведениях (подраздел 6.6);
– сведения о сумме выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, занятого на видах работ, с которых начислены страховые взносы по дополнительному тарифу (подраздел 6.7);
– период работы за последние три месяца отчетного периода (подраздел 6.8).

На заметку: в перечисленных подразделах в индивидуальных сведениях, представляемых страхователем, не указывается сумма уплаченных страховых взносов. В этом нет необходимости, так как уплата взносов производится страхователем по всем застрахованным работникам.

По сути, раздел 6 заменяет применявшиеся в предыдущие годы формы индивидуального персонифицированного учета – СЗВ-6-4, АДВ-6-5, АДВ-6-2 и другие бланки.

К сведению: формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению утверждены Постановлением Правления ПФР от 31.07.2006 № 192п.

Не будем детально рассказывать, как заполнять формы персонифицированного учета, этому можно научиться непосредственно в прикладной программе, которую можно найти на сайте ПФР. Такая же программа разработана для представления новой единой формы отчетности.

Пенсионный фонд совместно с разработчиками программного обеспечения планировал уже в марте обеспечить плательщиков страховых взносов бесплатными программами – программами подготовки данных и проверочной программой в целях оказания содействия в подготовке единой отчетности в ПФР без увеличения трудозатрат со стороны страхователей. Все вспомогательные программы по мере их готовности размещаются на сайте Пенсионного фонда в свободном доступе, а также в Кабинете плательщика – электронном сервисе ПФР для плательщиков страховых взносов.

О представлении отчетности

Сегодня большинство плательщиков страховых взносов представляют отчетность в ПФР в электронном виде. Такое требование установлено п. 10 ст. 15 Закона о страховых взносах. Плательщики страховых взносов, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает
50 человек. Но не только норматив по численности вынуждает бухгалтера сдавать отчетность в электронном виде. Новая форма единой отчетности РСВ-1 ПФР настолько объемна, что сдавать ее в бумажном варианте страхователям достаточно затруднительно. Сложно ее проверять и органу контроля за уплатой страховых взносов.

В связи с этим Постановлением Правления ПФР от 03.03.2014 № 25п уже утвержден расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование в электронном виде (форма РСВ-1 ПФР). Он применяется начиная с представления расчета за I квартал 2014 года. Отчетность по форме РСВ-1 представляется в виде комплекта файлов входящих документов, в совокупности содержащих сведения в целом по плательщику страховых взносов. Файл входящих документов, представляющий собственно форму РСВ-1, содержит представление единственного документа пачки. При этом для заполнения «индивидуального» раздела 6 формы РСВ-1 документы «Сведения о сумме выплат и иных вознаграждений и страховом стаже застрахованного лица» представляются одним или несколькими файлами входящих документов.

Напоминаем, что обмен электронными документами между страхователем и страховщиком по каналам связи регламентируется технологией обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота ПФР, утвержденной Распоряжением Правления ПФР от 11.10.2007 № 190р. Технология включает в себя регламент и протокол обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота, а также соглашение об обмене электронными документами и регламент обеспечения безопасности информации при защищенном обмене электронными документами в системе электронного документооборота ПФР. Несмотря на четко изложенный порядок обмена документами, страхователь должен учитывать, что лучший способ своевременно представить отчетность – не совершать все действия по обмену документами в последний день, а позаботиться о доставке отчетности в ПФР заблаговременно.

О сроках представления отчетности

Отчетность в ПФР необходимо будет представлять не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом (кварталом, полугодием, девятью месяцами и календарным годом) (п. 9 ст. 15 Закона о страховых взносах). Таким образом, последними датами сдачи новой единой отчетности в 2014, 2015 году становятся 15 мая 2014 года, 15 августа 2014 года и 17 ноября 2015 года. Представление сведений в ежеквартальном режиме вызвано необходимостью обновления и пополнения сведений о пенсионных правах граждан. Это, в свою очередь, влияет на полноту данных о пенсионных правах застрахованных лиц, учитываемых при назначении им пенсии. В отношении плательщиков страховых взносов, нарушивших сроки представления отчетности, предусмотрены штрафные санкции. За каждый непредставленный документ штраф составляет 200 руб. (ст. 48 Закона о страховых взносах).

* * *

Итак, начиная с 2014 года сведения персонифицированного учета представляются в составе общей отчетности, при этом уже утверждены и бумажный, и электронный форматы такой единой отчетности по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование. Надеемся, что консультация поможет понять ключевые моменты заполнения данного отчета, а детали и нюансы будут решены в рабочем порядке в ходе составления и представления отчетности.