Единые рекомендации по установлению системы оплаты труда на 2014 год


Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений (далее – Рекомендации) утверждаются ежегодно. Не стал исключением и 2014 год. В этой консультации рассмотрим основные положения Рекомендаций.

Общие положения

Рекомендации разработаны в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы.

Положениями Рекомендаций должны руководствоваться:

а) Правительство РФ, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений и при разработке законов и иных нормативных правовых актов по оплате труда работников указанных учреждений;

б) трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, образованные в субъектах РФ и муниципальных образованиях, при подготовке соглашений и рекомендаций по организации оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений в 2014 году.

В Рекомендациях обращено внимание на то, что формирование систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на федеральном, региональном и муниципальном уровнях должно осуществляться на основе следующих принципов:

а) верховенство Конституции РФ, федеральных законов и общепризнанных принципов и норм международного права на всей территории РФ;

б) недопущение снижения и (или) ухудшения размеров и условий оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений по сравнению с размерами и условиями оплаты труда, предусмотренными ТК РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ и органов местного самоуправления;

в) установление в государственных и муниципальных учреждениях систем оплаты труда коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами РФ, содержащими нормы трудового права;

г) обеспечение зависимости заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда без ограничения ее максимальным размером;

д) обеспечение равной платы за труд равной ценности, а также недопущение какой бы то ни было дискриминации – различий, исключений и предпочтений, не связанных с деловыми качествами работников и результатами их труда;

е) обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений и других гарантий по оплате труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами РФ, содержащими нормы трудового права.

При установлении систем оплаты труда на территории РФ следует обязательно применять нормы и условия оплаты труда, установленные ТК РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а именно:

а) минимальный размер оплаты труда;

б) условия оплаты труда, оговариваемые в трудовом договоре с работником (дополнительном соглашении к трудовому договору);

в) размеры районных коэффициентов (коэффициентов) и порядок их применения, размеры процентных надбавок к заработной плате работников.

При этом в Рекомендациях обращено внимание, что до принятия соответствующих нормативных правовых актов РФ к заработной плате работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в других местностях с особыми климатическими условиями, следует применять районные коэффициенты (коэффициенты) и процентные надбавки за стаж работы в названных местностях, установленные Правительством РФ или органами государственной власти СССР.

В то же время указано на право органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями. Нормативным правовым актом субъекта РФ может быть установлен предельный размер повышенного районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта РФ муниципальными образованиями;

г) размеры и условия установления повышенной оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;

д) Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, или профессиональные стандарты.

Установление или изменение систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений должно осуществляться с учетом:

а) реализации указов Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» и от 28.12.2012 № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в части оплаты труда работников бюджетной сферы в 2014 году, положений Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 – 2018 годы, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р, отраслевых и региональных планов мероприятий («дорожных карт») изменений в отраслях социальной сферы, направленных на повышение эффективности здравоохранения, социального обслуживания населения, культуры, образования и науки;

б) создания условий для оплаты труда работников в зависимости от результатов и качества работы, а также их заинтересованности в эффективном функционировании структурных подразделений и учреждения в целом, в повышении качества оказываемых услуг;

в) достигнутого уровня оплаты труда, в том числе по отдельным категориям работников (определяется на основе статистических данных Росстата);

г) обеспечения государственных гарантий по оплате труда;

д) совершенствования порядка установления окладов (должностных окладов), ставок заработной платы путем перераспределения средств в структуре заработной платы на значительное увеличение доли тарифной (постоянной) части заработка работников в целях повышения мотивации работников и эффективности их деятельности по заданным критериям и показателям с учетом рекомендаций соответствующих федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих управление в соответствующих видах деятельности, а также с учетом мнения соответствующих профсо­юзов;

е) повышенной оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

ж) выплат за выполнение сверхурочных работ, работ в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и за выполнение работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

з) фонда оплаты труда, сформированного на календарный год;

и) мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов);

к) порядка аттестации работников государственных и муниципальных учреждений, устанавливаемого в соответствии с законодательством РФ;

л) систем нормирования труда, определяемых работодателем (государственным и муниципальным учреждением) с учетом мнения представительного органа работников или устанавливаемых коллективным договором на основе типовых норм труда для однородных работ (межотраслевых, отраслевых и иных норм труда, включая нормы времени, нормы выработки, нормативы численности, типовые (рекомендуемые) штатные нормативы, нормы обслуживания и другие типовые нормы, утверждаемые в порядке, установленном законодательством РФ.

Пересмотр норм труда допускается в порядке, установленном трудовым законодательством, по мере совершенствования или внедрения новой техники, технологии и проведения организационных либо иных мероприятий, обеспечивающих рост эффективности труда. О введении новых норм труда работники должны быть извещены не позднее чем за два месяца.

Рекомендациями указано, в какие сроки возникает право на изменение размера оплаты труда работника, зависящего от стажа, образования, квалификационной категории, государственных наград и (или) ведомственных знаков отличия, ученой степени. Если наступление у работника права на изменение размера оплаты труда возникает в период пребывания в ежегодном или ином отпуске, в период его временной нетрудоспособности либо в другие пери­оды, в течение которых за ним сохраняется средняя заработная плата, изменение размера оплаты его труда осуществляется по окончании названных периодов.

Системы оплаты труда работников федеральных государственных учреждений

В Рекомендациях определены основные моменты установления или изменения систем оплаты труда. В них говорится, что системы оплаты труда работников федеральных государственных учреждений должны устанавливаться и изменяться коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами РФ, содержащими нормы трудового права, с учетом:

а) Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих либо профессиональных стандартов;

б) государственных гарантий по оплате труда;

в) профессиональных квалификационных групп;

г) перечня видов выплат компенсационного характера;

д) перечня видов выплат стимулирующего характера;

е) примерных положений об оплате труда работников федеральных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами и учреждениями – главными распорядителями средств федерального бюджета;

ж) Рекомендаций;

з) мнения представительного органа работников.

Согласно п. 11 Рекомендаций размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы следует устанавливать с учетом обеспечения их дифференциации в зависимости от требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, сложности выполняемых работ либо на основе профессиональных квалификационных групп (квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп), утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

По должностям служащих, не включенным в профессиональные квалификационные группы, размеры окладов (должностных окладов) устанавливаются в зависимости от сложности труда.

В разрабатываемом Положении об оплате труда работников учреждения должны быть предусмотрены конкретные фиксированные размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы применительно к соответствующим профессиональным квалификационным группам и квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп (п. 12 Рекомендаций).

В трудовом договоре с работником (в дополнительном соглашении к трудовому договору) должны быть указаны:

а) фиксированный размер оклада (должностного оклада), ставки заработной платы, установленный работнику за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности (квалификации) за календарный месяц либо за установленную норму труда (норму часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы);

б) размеры выплат компенсационного характера в случае выполнения работником определенных работ;

в) размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера для всех категорий работников учреждений, устанавливаемые коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников на основе формализованных показателей и критериев эффективности работы, измеряемых качественными и количественными показателями.

Разработка показателей и критериев эффективности работы осуществляется с учетом следующих принципов:

а) объективности – размер вознаграждения работника должен определяться на основе объективной оценки результатов его труда, с учетом коллективных результатов труда;

б) предсказуемости – работник должен знать, какое вознаграждение он получит в зависимости от результатов своего труда и коллективных результатов труда;

в) адекватности – вознаграждение должно быть адекватно трудовому вкладу каждого работника в результат коллективного труда;

г) своевременности – вознаграждение должно следовать за достижением результатов;

д) прозрачности – правила определения вознаграждения должны быть понятны каждому работнику.

В Рекомендациях обращено внимание на то, что в случае изменения систем оплаты труда заработная плата работников учреждений (без учета премий и иных выплат стимулирующего характера) не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных выплат стимулирующего характера), выплачиваемой работникам до ее изменения, при условии сохранения объема трудовых (должностных) обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации.

Системы оплаты труда работников государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений

Системы оплаты труда работников государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений также устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, содержащими нормы трудового права, законами и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и с учетом Рекомендаций.

В Рекомендациях указано, что органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления должны:

а) при изменении условий оплаты труда работников учреждений – предусматривать установление минимальных тарифных ставок, минимальных окладов (минимальных должностных окладов), минимальных ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам (квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп);

б) не допускать установления по должностям, входящим в один и тот же квалификационный уровень профессиональной квалификационной группы, различных размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, а также установления диапазонов размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп либо по должностям работников с равной сложностью труда;

в) не допускать снижения достигнутого уровня оплаты труда (включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы) работников учреждений, переданных в другую форму собственности (федеральную собственность, собственность субъекта РФ, муниципальную собственность), в случае изменения для них систем оплаты труда при условии сохранения объема трудовых (должностных) обязанностей работников, выполнения ими работ той же квалификации и условий труда.

При разработке нормативных правовых актов по вопросам оплаты труда работников учреждений органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления рекомендовано использовать порядок формирования систем оплаты труда для федеральных государственных учреждений, обратив особое внимание при применении этих актов учреждениями на:

а) установление фиксированных размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников на основе профессиональных квалификационных групп (квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп);

б) установление размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по должностям служащих, не включенным в профессиональные квалификационные группы, в зависимости от сложности труда отдельно;

в) определение фиксированных размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы за исполнение трудовых (должностных) обязанностей за календарный месяц либо за установленные нормы труда (нормы часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы) по занима­емой работником должности;

г) применение видов выплат компенсационного и стимулирующего характера в соответствии с перечнями видов выплат компенсационного и стимулирующего характера, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, для федеральных государственных учреждений;

д) утверждение штатного расписания руководителем учреждения самостоятельно;

е) установление заработной платы работников учреждений (без учета премий и иных стимулирующих выплат) при введении новых систем оплаты труда и их изменении в размере не меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой этим работникам до введения таких систем оплаты труда и их изменения, при условии сохранения объема трудовых (должностных) обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации.

Системы оплаты труда руководителей государственных и муниципальных учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров

Заработная плата руководителей учреждений состоит из:

а) должностного оклада, устанавливаемого в зависимости от сложности труда, в том числе с учетом масштаба управления и особенностей деятельности и значимости учреждений;

б) выплат компенсационного характера, устанавливаемых в зависимости от условий труда руководителей в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами РФ, содержащими нормы трудового права;

в) выплат стимулирующего характера, зависящих от исполнения ими целевых показателей эффективности работы, устанавлива­емых органом государственной власти или органом местного самоуправления, в ведении которого находится учреждение.

Предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителей и работников учреждения рекомендуется определять в кратности от 1 до 8.

Должностные оклады заместителей руководителей учреждений и главных бухгалтеров устанавливаются на 10 – 30% ниже должностных окладов руководителей этих учреждений. Другие условия оплаты труда указанных работников устанавливаются трудовыми договорами согласно коллективным договорам, локальным актам учреждений.

Формирование фондов оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях

В федеральных государственных учреждениях фонд оплаты труда формируется на календарный год исходя из:

а) объема лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета, предусмотренных на оплату труда работников казенных учреждений;

б) размеров субсидий бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, объемов средств государственных внебюджетных фондов, направленных на возмещение затрат учреждений на оказание медицинских услуг, и средств, поступающих от приносящей доход деятельности.

В государственных и муниципальных учреждениях, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, фонд оплаты труда формируется в соответствии с законодательством РФ, субъектов РФ и нормативными правовыми актами муниципальных образований.

Фонды оплаты труда государственных и муниципальных учреждений может быть увеличен исходя из возможностей соответствующих бюджетов с учетом обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы работников в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги и мотивации работников к повышению эффективности труда в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ, решениями Правительства РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также в соответствии с иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового ­права.