Актуальные законопроекты – 2014


Новый год – новые законодательные инициативы. Рассмотрим законопроекты, наиболее актуальные для бюджетной сферы.

Порядок осуществления контроля госзакупок

Минэкономразвития в октябре 2013 года внесло на рассмотрение в Госдуму проект постановления Правительства РФ «Об утверждении порядка осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Проект разработан в соответствии со ст. 100 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) во исполнение п. 28 Плана мероприятий по реализации Закона № 44-ФЗ, утвержденного Поручением Правительства РФ от 21.05.2013 № ДМ-П13-3339.

Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы осуществляют ведомственный контроль за соблюдением законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в отношении подведомственных им заказчиков. Порядок осуществления такого контроля должен быть установлен соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией.

Согласно законопроекту субъектами ведомственного контроля являются заказчики, их контрактные службы, контрактные управляющие, комиссии по осуществлению закупок и их члены, уполномоченные органы, уполномоченные учреждения.

Органы ведомственного контроля будут проверять:

1) соблюдение ограничений и запретов, установленных законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами РФ о контрактной системе в сфере закупок;
2) с 01.01.2015 – соблюдение требований к обоснованию закупок, предусмотренных ст. 18 Закона № 44-ФЗ, при формировании планов закупок и планов-графиков;
3) соблюдение требований о нормировании в сфере закупок, предусмотренных ст. 19 Закона № 44-ФЗ;
4) правильность определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
5) соответствие информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика;
6) соответствие информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок;
7) предоставление учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта;
8) соблюдение требований ст. 30 Закона № 44-ФЗ (участие субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках);
9) обоснованность невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цены контракта и иных существенных условий контракта в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
10) применение заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
11) соответствие поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;
12) своевременность, полноту и достоверность отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;
13) соответствие использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.

Согласно проекту постановления контролеры должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Предполагается, что выездные и документарные проверки будут проводиться:

1) в соответствии с планом, утвержденным руководителем органа ведомственного контроля (в отношении каждого субъекта контроля такие мероприятия будут проводятся не чаще чем 1 раз в 6 месяцев);
2) по указанию руководителя контролирующего органа или его уполномоченного.

При проведении плановой проверки уведомление, согласно законопроекту, должно направляться руководителю субъекта контроля или его заместителю не позднее чем за 5 рабочих дней. Если контроль внеплановый, то уведомление должно вручаться непосредственно перед началом мероприятия. Предполагается, что срок проведения контрольных мероприятий не будет превышать 15 календарных дней и может быть продлен только 1 раз и не более чем на 15 календарных дней.

В законопроекте прописаны права контролеров на беспрепятственный доступ на территорию, в помещения, здания субъекта контроля (в том числе чтобы производить фотосъемку, видеозапись, копирование документов) при предъявлении ими служебных удостоверений и уведомления, на получение необходимых документов и необходимых объяснений.

В конце декабря 2013 года указанный проект находился на стадии согласования и экспертизы.

Контроль за соблюдением законодательства об ОМС, использованием средств ОМС

В соответствии с Федеральным законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» ФФОМС разработал проект ведомственного приказа, утверждающего порядок осуществления ФФОМС контроля за соблюдением законодательства об ОМС и за использованием средств ОМС (далее – Порядок).

Порядок будет определять процедуру контроля с целью предупреждения, выявления и устранения нарушений.

В проекте обозначены следующие объекты контроля:

1) субъекты ОМС и участники ОМС: страхователи для неработающих граждан, территориальные фонды ОМС, страховые медицинские организации, медорганизации;
2) иные организации, получающие средства ОМС и (или) реализующие мероприятия, предусмотренные законодательством об ОМС.

Контроль осуществляется путем проведения проверок и ревизий (Порядок включает определения проверки и ревизии). Проверки, согласно Порядку, должны проводиться в соответствии с утвержденным годовым планом, не реже чем 1 раз в 4 года, по программам, утвержденным председателем ФФОМС. Предусмотрены также внеплановые проверки (ревизии), которые проводятся по поручениям или обращениям уполномоченных лиц. Соответствующий приказ ФФОМС издается не позднее чем за 3 рабочих дня до проведения плановой проверки и не позднее чем за 1 рабочий день до проведения ревизии.

Срок проведения проверки не может превышать 15 рабочих дней, в необходимых случаях он может быть продлен, но не более чем на 10 рабочих дней. О проведении ревизии руководитель объекта контроля должен быть уведомлен не менее чем за 24 часа.

В Порядке также говорится, что описание выявленных нарушений и недостатков должно содержать обязательную информацию о нарушенных нормах законодательных, иных нормативных правовых актов с указанием, к какому периоду относятся нарушения, когда и в чем они выразились, каковы суммы документально подтвержденных неправомерных расходов и необоснованно полученных средств. Не допускается включение в акт различного рода выводов, предположений и фактов, не подтвержденных первичными и отчетными документами.

В конце декабря 2013 года текст проекта находился на рассмотрении в Минюсте.

С введением документа утратит силу Приказ ФФОМС от 15.03.2007 № 49 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения проверок использования финансовых средств, полученных территориальными фондами обязательного медицинского страхования».

Удлиненный отпуск работникам образовательных организаций

В июле 2011 года был создан паспорт проекта постановления Правительства РФ «О продолжительности ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусков руководителей, педагогических и иных работников образовательных организаций». Разработчик – Минобрнауки. Предполагалось, что Постановление вступит в силу 01.09.2013. На сайте http://regulation.gov.ru указано, что подготовка проекта находится на стадии завершения.

Проект подготовлен в целях реализации положений, предусмотренных п. 3 ч. 5 ст. 47, ч. 7 ст. 51 и ч. 4 ст. 52 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Право педагогических работников на ежегодные основные удлиненные оплачиваемые отпуска предусмотрено ст. 334 ТК РФ. Проект разработан в связи с необходимостью обеспечить реализацию этого права, а также призван сохранить аналогичную меру в отношении других категорий работников образовательных организаций в условиях вступления в силуЗакона об образовании.

Так, согласно проекту, руководитель (заведующий), заместитель руководителя (заведующего), воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог, социальный педагог, педагог дополнительного образования имеют право на 42 дня отпуска, если они работают в дошкольной образовательной организации или в структурном подразделении профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, организаций допобразования, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотру и уходу за детьми. Те же категории педагогических работников имеют право на 56 дней отпуска, если вышеперечисленные организации работают, например, по адаптированным образовательным программам.

С принятием проекта утратит силу Постановление Правительства РФ от 01.10.2002 № 724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам».

Оценка качества работы медицинских организаций

В октябре 2013 года Минздрав опубликовал проект приказа «Об организации работы по формированию независимой системы оценки качества работы государственных (муниципальных) учреждений, оказывающих услуги в сфере здравоохранения»

Проект приказа подготовлен в целях реализации пп. «к» п. 1 Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мерах по реализации государственной социальной политики», Постановления Правительства РФ от 30.03.2013 № 286 «О формировании независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги» и п. 4 Плана мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 30.03.2013 № 487-р.

Методические рекомендации подготовлены для обеспечения единых подходов к формированию независимой системы оценки качестваработы государственных (муниципальных) учреждений, оказывающих услуги в сфере здравоохранения.

Согласно проекту, организует проведение оценки учредитель, который формирует общественный совет.

Для оценки рекомендуется применять следующие методы: опрос (глубинное и формализованное, полуформализованное интервьюирование, интервью, проводимые в порядке самообследования организаций, анкетирование, проведение фокус-групп), а также изучение документов (анализ нормативных правовых актов, регулирующих деятельность медицинской организации). При необходимости могут быть использованы контрольные закупки, наблюдение на местах, экспертные оценки.

Рекомендовано использовать показатели, характеризующие:

– открытость и доступность информации об учреждении;
– комфортность условий и доступность получения медуслуг;
– время ожидания пациента в очереди;
– доброжелательность, вежливость и компетентность работников;
– удовлетворенность качеством обслуживания.

Медорганизациям присваиваются балльные оценки по каждому из критериев, на основании которых формируется итоговая оценка (рейтинг). Рейтинги предполагается составлять не реже раза в год. Результаты рейтинга обсуждаются на заседании общественного совета и размещаются в Интернете, по итогам оценки общественный совет представляет учредителю и медорганизации предложения по улучшению качества работы. По этим предложениям медорганизации разрабатывают планы мероприятий.

Данный проект прошел стадию общественного обсуждения.

Контроль за соблюдением стандартов спортивной подготовки

Завершена подготовка проекта приказа Минспорта, утверждающего порядок контроля за соблюдением организациями, осуществляющими спортивную подготовку, федеральных стандартов спортивной подготовки. Проект разработан в целях реализации ч. 1 ст. 34.6 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ» и Положения о Минспорте РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 № 607.

В число контролирующих органов включены Минспорт, органы исполнительной власти субъектов РФ в сфере физической культуры и спорта, органы местного самоуправления. Кроме того, согласно проекту уполномоченные спортивные федерации и их представители вправе осуществлять общественный контроль за соблюдением организациями, занимающимися спортивной подготовкой, федеральных стандартов спортивной подготовки по соответствующим видам спорта.

Контроль в форме плановых и внеплановых проверок проводится в отношении: структуры и содержания программ спортивной подготовки; выполнения соответствующих нормативов; участия лиц в спортивных соревнованиях; результатов реализации программ спортивной подготовки; учета особенностей осуществления спортивной подготовки по отдельным дисциплинам; условий реализации программ спортивной подготовки, в том числе кадрам, материально-технической базе и инфраструктуре и иным условиям.

В проекте указано, что срок проведения проверки не должен превышать 20 рабочих дней, в исключительных случаях срок может быть продлен, но не более чем на 20 рабочих дней. Плановые проверки проводятся не чаще чем 1 раз в 3 года.

Основанием для проведения внеплановой проверки может быть:

– истечение срока исполнения организацией ранее выданного предписания об устранении нарушений;
– поступление в контролирующие органы информации о фактах возникновения угрозы причинения вреда, чрезвычайных ситуаций или их осуществлении, нарушении прав потребителей;
– приказ (распоряжение) руководителя контролирующего органа, изданный на основании требования прокурора по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Согласно проекту полномочный представитель контролируемой организации имеет право присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки, получать от органов контроля информацию, относящуюся к предмету проверки, знакомиться с результатами проверки и указывать в акте согласие или несогласие с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц, обжаловать действия контролеров.

Организация, осуществляющая спортивную подготовку, обязана вести журнал учета проверок.

Проект прошел стадию независимой антикоррупционной экспертизы.

Новая редакция госпрограммы «Развитие культуры и туризма»

Минкультуры опубликовало проект распоряжения, утверждающего государственную программу «Развитие культуры и туризма» на 2013 – 2020 годы (в новой редакции).

Госпрограмма уточняется во исполнение Поручения Правительства РФ от 15.06.2013 № ДМ-П13-4118 (п.11), направленного на реализациюБюджетного послания Президента РФ.

Изменения осуществляется по следующим ключевым направлениям: уточнение параметров бюджетного финансирования в соответствии с проектом бюджета на 2014 –2016 годы, дополнение и уточнение сведений о показателях и индикаторах, дополнение текстовых разделов.

Госпрограмма включает подпрограммы «Наследие», «Искусство», «Туризм», «Обеспечение условий реализации программы», а также федеральные целевые программы «Культура России (2012 – 2018 годы)», «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011 – 2018 годы)».

В задачи госпрограммы входит:

– сохранение культурного и исторического наследия народа, обеспечение доступа граждан к культурным ценностям и участию в культурной жизни, реализация творческого потенциала нации;
– повышение качества и доступности услуг в сфере внутреннего и международного туризма;
– создание благоприятных условий для устойчивого развития сфер культуры и туризма.

Среди целевых индикаторов и показателей госпрограммы названы:

– количество посещений организаций культуры по отношению к уровню 2010 года;
– доля объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия;
– прирост количества культурно-просветительских мероприятий, проведенных организациями культуры в образовательных учреждениях, по сравнению с 2012 годом.

В числе ожидаемых результатов реализации госпрограммы указаны перевод отрасли на инновационный путь развития, превращение культуры и туризма в наиболее развитые и привлекательные сферы общественной деятельности, в том числе через широкое внедрение информационных технологий.

Следует обратить внимание на подпрограмму «Обеспечение условий реализации государственной программы РФ «Развитие культуры и туризма». В число целевых индикаторов и показателей подпрограммы включены:

– уровень удовлетворенности граждан РФ качеством предоставления услуг;
– отношение среднемесячной заработной платы работников государственных (муниципальных) учреждений культуры и искусства к среднемесячной номинальной начисленной заработной плате в соответствующем регионе;
– доля руководителей и специалистов государственных и муниципальных органов управления культурой, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации.

Пройден этап общественного обсуждения госпрограммы.